27 марта в столице Зауралья будет встречена уникальная христианская святыня —

ternovy_venec

ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Христа Спасителя

Венец из ветвей растения с шипами, терниями, как повествуется в святом Евангелии, был возложен на голову Господа нашего Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. О венце из терния пишут три евангелиста: «… и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, царь иудейский!» (Мф.27: 29); «… и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мк.15: 17); «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин.19: 2).

Венец в виде митры, царского венца Востока, был древним символом силы, правления и почета. Увенчание Христа Терновым Венцом было одним из видов насмешки над Ним, учиненной римскими воинами. Перед римским наместником Понтием Пилатом Иисус Христос свидетельствовал о Своем Божественном Царстве. Солдаты повергли осмеянию Его свидетельство. По приказу Пилата они одели Христа как «царя иудейского» в багряницу, сплели и надели Ему на голову «корону», Терновый Венец, а затем принялись бить палкой толщиной около 4,5 сантиметра по лицу и Терновому Венцу, возложенному на Его голову, стремясь причинить не только физические, но и душевные, моральные страдания, унизить Его.

Орудия страданий Спасителя — Честной Крест и титло (дощечка со сделанной по приказу Пилата надписью), гвозди и Терновый Венец — были сброшены распинателями с высоты Голгофской скалы, а затем засыпаны землей. 6 марта 326 г. мать равноапостольного императора Константина Великого, святая царица Елена, обрела в Иерусалиме эти святыни.

Терновые шипы, а их было 62, в качестве дара еще в древности отправлялись монастырям и храмам различных христианских стран. В настоящее время из шипов от Тернового Венца два, хранящиеся в ковчеге-реликварии в форме Тернового Венца, находятся в Риме, в церкви Святого Креста Иерусалимского (Санто Кроче ин Джерузалемме), и один, в таком же реликварии, в сокровищнице базилики святителя Николая в Бари (Италия).

На православном Востоке части Тернового Венца хранятся на святой горе Афон в древнейшем кресте-ковчеге в Великой лавре преподобного Афанасия Афонского и в Хиландарском монастыре в особом драгоценном ковчеге, в котором хранится крест из древа Креста Господня, а по сторонам его в серебряных ковчежцах с цепочками святыни, которые носили на себе Сербские цари.

В России часть Тернового Венца хранится в ковчеге XIV века, известном как «Большие Страсти Спасовы», так как он посвящен Страстям Христовым и содержит частицы реликвий, связанных со Страстями Христовыми, в том числе и часть Тернового Венца. Ковчег изготовлен по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых, привезенных в 1383 году архиепископом Суздальским Дионисием из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах.

В центре ковчега размещена частица Живо-творящего Креста, а вокруг неё — шестнадцать маленьких ковчежцев с окошками из слюды, в которых расположены остальные реликвии.Вокруг ковчежцев сделаны надписи о их содержимом. Ковчег являлся одной из главнейших родовых святынь московских правителей. С XV в. ковчег хранился в царской моленной комнате, а во второй половине XVII в., в царствование Феодора Алексеевича, был перенесен в Благовещенский собор Кремля и являлся одной из главнейших его святынь.

Он выносился из алтаря для поклонения за всенощным бдением только трижды в году: 13 сентября, в праздник Положения пояса Богородицы в Халкопратиях, 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и во время Великого поста, в субботу накануне Крестопоклонной недели. Ковчег архиепископа Дионисия ныне хранится в музеях Московского Кремля.

Золоченый ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Спасителя, который будет доставлен в Богоявленский собор г. Кургана, выполнен во Франции в 1886 году. Он представляет  собой Терновый Венец в лучезарном сиянии на литой четырехугольной подставке с изображением двух ангелов. Вверху по латыни сделана надпись: «ADVENIAT REGNUM TUUM» — «Да приидет Царствие Твое»; внизу — «EM DUMAS Cure 1886 / YONNET PereTresorier». Внутри Тернового Венца за стеклом другой, малый, серебряный ковчег, также изображающий Терновый Венец, внутри которого помещен шип Тернового Венца Спасителя с надписью: «S-teCouronne d’ epines» — «Святой Терновый Венец». С оборотной стороны малый ковчег запечатан красной сургучной епископской печатью, подтверждающей подлинность хранящейся в нем святыни.

Встреча святыни состоится в Богоявленском кафедральном соборе г. Кургана 27 марта в 17 часов.

Пресс-центр Курганской митрополии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *