Артисты Курганского театра драмы доказали, что стриптиз может стать делом смелых и решительных
Бегло пробежав текст аннотации к новому спектаклю Курганского театра драмы «Ladies’ Night» («Ночь для дам»), чопорные зрители, ревнители высокоморальных устоев в искусстве, наверняка будут в шоке: «Мужской стриптиз?! В театре?! Какой ужас!». И окажутся неправы, не разглядев за деревьями лес, а за крамольным словом, упорно ассоциирующимся с неприличным шоу, глубоко гуманистический посыл пьесы.
Да и стриптиза как такого в спектакле практически нет — только целомудренные намеки, хотя в наше-то время обнаженкой в театре никого не удивить. Однако авторы новой постановки — режиссеры Ирина Зубжицкая и Егор Гришин — осторожно обошли самые неловкие моменты, рассказав историю пяти друзей с чутким вниманием к внутреннему миру своих героев, вступивших на немного непривычный профессиональный путь мастеров артистичного обнажения.
Сюжет трагикомедии с элементами стриптиза новозеландских драматургов Энтони МакКартена и Стивена Синклера для нашего времени (да и для любого другого) невероятно актуален: безработица, кризис, невозможность выплачивать долги загоняет пятерых ливерпульских мужчин в тиски отчаяния. С единственного в городе металлургического комбината их выперли за ненадобностью, тут же у бедолаг начались проблемы в семье, а за ними замаячили проблемы с неумеренным потреблением алкоголя. Знакомая ситуация?
Мы застаем друзей за посиделками в баре и обычным мужским трепом (порой довольно грубым — но уж такова реальность!), где одному из героев случайно попадается в руки газета с рекламой мужского стрип-шоу для женщин (между прочим, фантастически оплачиваемого). И вот уже герою приходит в голову безумная идея ради заработка создать местную альтернативу ушлым гастролерам.
Режиссер Егор Гришин про идею постановки сказал: «Мы за то, что если есть желание что-то изменить в жизни, то нужно поднимать себя за волосы с дивана и менять и жизнь, и себя, и чего-то в этой жизни добиваться».
Менять что-то, да еще столь провокационным способом ливерпульским работягам, отнюдь не обладающим телами Аполлона Бельведерского, страшно, стыдно, и много еще разных «но» встает на их дороге к финансовой свободе. И все же первый шаг сделан, а за ним и первые танцевальные «па» под руководством очаровательного гуру танца — Гленды (Анастасия Черных), племянницы хозяина бара.
Нелепые, неуклюжие, стесняющиеся неумехи, конечно, не раз позабавят зрителей в зале. За их интересный хореографический рост на сцене отвечает Наталья Петрова-Рудая (Вологда).
Мужской коллектив друзей по-своему понимает эротические танцы: уморительно смешной Гэвин (Владимир Рахманов) переодевается в женское сари и доводит публику до гомерического хохота танцами в стиле Болливуда, нелепый Норман (Константин Галушин/Александр Шарафутдинов) мечется между костюмами водолаза в шлеме и образом Чарли Чаплина… Герой же Ивана Шалиманова Барри, «эмоциональный инвалид», по мнению его жены Денизы, глубоко переживает разрыв с любимой супругой и к танцам в стиле стрип-шоу вовсе не лежит душой, боясь осуждения земляков и покинувшей его жены.
Если перед Гамлетом когда-то стоял вечный вопрос «Быть или не быть?», то перед персонажами «Ladies’ Night» в финале тоже встает экзистенциальная дилемма: «Выйти на сцену или не выйти?». И уже публика в зале становится той самой публикой из спектакля, которая с замиранием сердца ждет принятия нелегкого решения и смелого выхода героев.
Многие зрители наверняка вспомнили старый и очень успешный спектакль «Гулливера», адресованный «только для женщин» с участием актеров-мужчин — «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого».
Есть и кинематографический вариант пьесы новозеландцев (удостоенной, к слову, престижной премии «Мольер» (Франция)), — британский фильм «Мужской стриптиз» (1997) с великолепным Робертом Карлайлом, собравший 43 премии (в том числе, один «Оскар» и четыре номинации на него). Пьеса с успехом идет на мировых подмостках, и, судя по реакции курганской публики, ее ожидает счастливая жизнь и на нашей сцене.
— В театр сегодня пришла без настроения из-за сложностей в семье, а вышла со спектакля с отличным настроением, — призналась мне одна из зрительниц, Елена Фалалеева. — Безумно нравится артист Иван Шалиманов, обязательно буду за него опять голосовать. Да и другие актеры очень хорошо играют.
Мужской взгляд на премьеру отразил большой поклонник Курганского театра драмы Олег Лукин: «Понравилась идея спектакля — что в любой самой сложной ситуации надо искать выход, не бояться нового. Особенно впечатлила сцена с принятием решения «выступать или не выступать» — самый сильный момент постановки. Показана изнанка того, что мы сами опошляем, а ведь за этим стоит порой нелегкий труд».
Как девиз, как компас надежды, что все будет хорошо, звучит в финале хит звезды 80-х Глории Гейнор — «I Will Survive» («Я выживу»). Замечательно, если и зрители в зале примут этот призыв близко к сердцу.
Фоторепортаж Александра Алпаткина.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости