«Давай вечером с тобой встретимся!» — пригласил Вадим Самойлов каждого в зале филармонии
Знаменитый хит «Агаты Кристи» «Опиум для никого» спустя годы снова звучал в живом исполнении на сцене курганской филармонии.
Культовая группа отечественного рока благодаря этой нетленке и многим другим хитам стала когда-то настоящим «опиумом» для огромного числа не только рок-фанов. Под песни братьев Самойловых на стадионах и во дворцах спорта в свое время лихо отплясывали как рок-поклонники, так и ценители поп-музыки. Всех завораживали гипнотический декаданс, язвительная ирония, отвязный рок-н-ролл и поэтические мистификации в духе Эдгара По, а вот на долю английской писательницы здесь, кроме названия, мало что выпало.
В Курган приехала только «половинка» рок-легенды — Вадим Самойлов. Глеб сегодня поет в группе «The Matrixx» и, разойдясь с братом во взглядах на жизнь, музыку и политику, к сожалению, судится за песни мегапопулярной рок-команды.
На концерт Вадима Самойлова с главными хитами «Агаты Кристи» (получился мощный сет в 33 композиции) пришли те, кто мечтал вспомнить огневую молодость, и те, кто пока еще переживал бури своей юности. Музыкальный праздник по имени «Агата Кристи. Все хиты», организованный концертным агентством «Партнер» и Ильей Березовским, и по звуку, и по изобретательному видеоряду, и по мощнейшей энергетике был безупречен.
«Два корабля», «Секрет», «Опиум для никого», «Истерика», «Моряк», «Сказочная тайга», «Как на войне» и другие знакомые до строчки и каждой точки хиты так разожгли страсти в зале, что на последней четверти концерта публика отплясывала у сцены, а на редкость приветливый Вадим пожимал тянущиеся к нему руки восторженных зрителей.
«Давай вечером с тобой встретимся!» — пригласил Самойлов всех и каждого. И не обманул: после концерта в фойе состоялась автограф-сессия с музыкантом, где он долго обнимался и фотографировался со счастливыми поклонниками.
Вадим оказался удивительно щедр на контакты с публикой: перед концертом лидер «Агаты Кристи» встретился с курганскими музыкантами и студентами музколледжа, ответив на все их вопросы. А после концерта состоялось наше эксклюзивное интервью для газеты «Курган и курганцы».
Курганские сектанты против
Почти «дежа вю» — в далеком 92-м я, тогда еще совершенно неопытная и робкая начинающая журналистка, впервые общалась за кулисами фестиваля «Провинция-92» с братьями Самойловыми, а за нашей беседой с интересом наблюдал будущий звездный композитор и продюсер — Максим Фадеев. И хотя ряды наши в этот раз заметно поредели, Вадим хорошо запомнил тот приезд в Курган, в отличие от самого первого выступления «Агаты Кристи» в 1988 году на курганском рок-фестивале в местном ДК (и туда по счастливой случайности меня тоже занесло неведомым ветром).
— Курган я отлично помню по двум ситуациям, — вспомнил музыкант. — Первый раз был связан с филармонией, с Максимом Фадеевым и его семьей. Второй раз, когда мы уже были знаменитой группой «Агата Кристи» и приехали с концертом в 1995 году, в наш адрес посыпались угрозы от какой-то религиозной секты. Они требовали, чтобы мы отменили выступление в Кургане. Видимо, нашли какое-то богохульство в наших песнях.
— Ничего себе! Вот она обратная сторона популярности. А в чем еще для вас открылись минусы и плюсы публичности?
— Я бы различал публичность и популярность. Популярность музыки, творчества — это то, чего хочет любой автор, артист, а что касается публичности — для меня это большой дискомфорт. Стараюсь избегать излишнего появления на людях. Я могу поучаствовать в телевизионном шоу, но только если речь идет о вещах, которые меня трогают, задевают — война на Украине, Донбасс, Сирия, политические события, общественные. Например, передачи про молодежь. Просто так мелькать по телевизору не люблю, мечтать попасть в ящик — не моя история. Кому-то, может, нравится купаться в лучах популярности, но это не моя тема.
— Но вас так обласкали сегодня! Вы, кстати, тоже своих поклонников одарили любовью. Всегда таким дружелюбным, приветливым были или это с возрастом пришло?
— Возраст, безусловно, вносит свои коррективы. Ценность таких моментов взаимодействия со зрителями, конечно, возрастает со взрослением. Приходит понимание, что это и есть твоя жизнь, что сам ты — в этих людях. И начинаешь их любить, потому что это твой бэкграунд, твои слушатели, которым дорого то, что ты делаешь. В этом и есть смысл музыканта, артиста.
— Вижу, вы по правильному пути идете. А что было толчком к перемене мировоззрения?
— У меня ничего особо не менялось. Просто взросление приводит к более осознанным действиям. Когда приоритеты выстраиваются, возникает полное понимание, что главное, а что второстепенное в твоей жизни. Главному — больше времени, сил и внимания, второстепенное стараешься отметать. Для меня главное — это общение с людьми, непосредственный контакт. База может быть любой — музыка, литература, поэзия, политика…
Семейные союзы и распады
— А для вас главнее дело или семья?
— Для меня это равноценные вещи. Самореализация карьерная, творческая для мужчины важна, я-то старой закалки человек. И семья как тыл тоже необходима. Считаю, что и без того, и без другого мужчине не состояться.
— Вадим, у вас есть надежда, что вы помиритесь с братом?
— Мы помириться-то помиримся — рано или поздно все равно это произойдет. Тут вопрос в другом.
— Вы верите в ваше примирение?
— Я не верю, я знаю! А что касается музыки, я очень давно понимал, что мы рано или поздно разойдемся. Не потому, что мы личности с разными вкусами, а просто каждый из нас сам по себе содержательный художник. И рано или поздно нам стало бы тесно вместе. Это все проходят, и это нормально, в этом нет ничего форс-мажорного, это было ожидаемо, и так и получилось. Ну а текущие сложности бывают, жизнь — вообще сложная вещь и состоит из обломов и радостей.
Музыка будущего
— Вадим, а вы согласны с мнением, что лучший период отечественного рока уже позади?
— Нет, я так не думаю. Может быть, лучший период того, что мы называли отечественным роком, в прошлом. Может, и рока как такового не будет. Мы же с роком связываем некую систему ценностей, мировоззрений, культурологических понятий. Я достаточно много слушал современной музыки, молодых начинающих музыкантов. И нахожу, что они развиваются в межжанровом пространстве. Нельзя определенно сказать, что это рок или поп-музыка, экспериментальная музыка или еще что-то. В этом остается субкультурная составляющая, там есть некая идеология — в большей или меньшей степени выраженная. Это может быть отрицание, протестная или наоборот конформистская, пофигистская, панковская идеология. Когда молодой человек хочет сказать свое «фи» или наоборот выразить симпатию миру.
Думаю, что тот русский рок, который мы все играли в 80-е, 90-е и нулевые, он, действительно, подходит к завершению. В музыке будет появляться нечто более утонченное. Хотя мне кажется, что основные силы нового поколения еще должны набраться поэтической и мировоззренческой мудрости. Еще лет пять на это уйдет. Это объективные причины. А субъективные причины в том, что у нас есть проблемы с музыкальными средствами массовой информации. Практически не существует радиостанций, где целенаправленно исследуют и продвигают именно молодую российскую музыку. Но, думаю, со временем они появятся.
— А вы сами когда-нибудь прыгали как эти ребята, что скачут у сцены, на чьем-нибудь концерте?
— Нет, я никогда не скакал. У меня другой психотип. Даже когда в юности ходил на концерты, я всегда туда приходил как исследователь. Я всегда понимал, что мое место на сцене, и приходил на концерты посмотреть, поучиться, что-то примерить на себя.
— Кто был вашим лучшим учителем в этом смысле?
— Наверное, все музыканты, которые оказали влияние на нашу музыку. Это, прежде всего, английские исполнители. Практически весь золотой состав мирового рок-н-ролла, потому что все они достойные и в разное время на нас влияли, каждый внес свою краску. Музыка «Агаты Кристи» (и моя личная музыка тоже) очень эклектична. Считаю, что это нормально. Я однажды понял, что «Агата Кристи» — это все-таки почерк. Не сказать, что это стиль. У нас в разных альбомах были разные стили, а почерк один — иронизирующий, немного саркастичный, циничный, такой язвительный подход к исследованию жизни с пониманием того, что это целое поле — от любви до ненависти, как и назывался наш первый альбом «Коварство и любовь».
Мы с Глебом очень много слушали, поэтому у нас было много миксов, смешения электронных и живых инструментов, экспериментов…
Многие наши альбомы свое время обогнали. Наш очередной альбом всегда воспринимали с недоумением, а потом через год-два он становился любимым у слушателей.
Время здоровых мыслей
— В моем первом интервью с вами на «Провинции-92» вы признались, что вы люди честные и не скрываете, что цель группы — заработать миллионы…
— Ну, это шутка, конечно. Уже тогда было понятно, что миллионы в роке не заработать. У нас такой объем пиратства в стране и тогда был, и сейчас, что реально на музыке миллионы мог заработать только Филипп Киркоров и такие же массово популярные большие артисты, как он. Мы столько не собираем. Пора стадионных артистов в конце 80-х закончилась. Даже Земфира в тур выезжает раз в пять лет, поэтому и собирает большие стадионы. А если выступать регулярно, у нашего населения просто нет столько средств, чтобы они ходили на концерты. И, с другой стороны, в сфере авторского права очень много недоработок в правоприменительной практике.
— Вадим, напоследок вопрос от девочек: как удалось так помолодеть и постройнеть? Есть рецепт?
— Просто мне, наверное, повезло с метаболизмом. А вообще у меня жена молодая, очень хорошая, которая меня во всем поддерживает, помогает. Спортом не занимаюсь, занимаюсь дома физкультурой. Влияет и разумное питание: с возрастом понимаешь, что не надо есть жирное, например.
А самый главный залог здоровья — это здоровые мысли о себе и о мире. Все ведь идет изнутри. Все проблемы со здоровьем происходят от неправильного самопозиционирования в жизни, непонимания себя самого. Как только ты с этим начинаешь разбираться, то появляются дополнительные сложности, потому что ты начинаешь, как психолог, сам с собой работать и разгребать какие-то глубокие завалы. И жизнь начинает подкидывать варианты выбора.
С другой стороны, это ведет к большему пониманию себя, смысла жизни и, как следствие, более правильному и гармоничному существованию.
Я человек научный (по образованию Вадим — физик, — прим. авт.), всегда был фанатом науки, и в начале 2000-х у меня появились возможности и желание снова обратиться к современным изысканиям: «Как соединить теорию Эйнштейна, работающую с макрокосмосом, с квантовыми теориями, которые исследуют микромир?». В итоге я пришел к пониманию высшего смысла, творца и творческой силы. Ко всему макромиру и микромиру надо относиться как к творческому замыслу, это определенно кем-то придумано. И этот подход в научном мире сейчас процветает. Если следовать высшим законам — гармония вполне достижима.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости