Читки как поле экспериментов «Параллелей»

img_8615

Вокруг этого жанра на театральном фестивале разгорелись горячие дискуссии

«Параллели», случившиеся впервые в марте этого года в театре кукол «Гулливер», открыли курганским зрителям (не выезжавшим в театры других городов) новый жанр — читки. У него сразу обнаружились горячие поклонники, а также осторожные, любопытствующие зрители, готовые увлечься и полюбить, но порой недоумевающие: «А зачем это все?».

Если провести аналогии с музыкальными стилями, читки — это такой театральный рэп, а рэп может быть снабжен глубоким, талантливым, будоражащим душу текстом, но поверхностных поделок в модном жанре шоубиза еще больше. У читок тоже есть свои плюсы и свои подводные камни, среди которых участникам приходится лавировать с особой тщательно выверенной точностью.

img_8643

Второй фестиваль современного искусства «Параллели» продолжил знакомить курганцев с жанром читки, и, более того, обратился к детской аудитории. Самым маленьким была адресована читка доброго детского автора–драматурга из Екатеринбурга Анны Богачевой «Откуда берутся сказки?». Роли двух добрых феечек (тире муз) и современного сказочника Никиты Фиолетова озвучили артисты театра кукол «Гулливер».

Феечка правая — заслуженная артистка РФ Алла Семенова, феечка левая — Александр Романюк (и ничего, что с бородой!) и, наконец, сказочник, простой современный парень Никита Фиолетов (Николай Бардин), которому нашептывают сказочные сюжеты феечки-помощницы.

Сказочки у Никиты получаются либо «производственные» — про балерину, которая любила не только танцевать, но и петь, да только директор театра ей не давал развернуться, гасил талант; либо нравоучительные — про умного козла, который так любил раздавать всем советы, что остался в одиночестве, никем не понятым. Артисты разбавляли текст трудовыми вставочками — детишкам предлагалось вылепить из пластилина зверушек в компанию к козлу. Не уверена, что малышне были близки и понятны некоторые пассажи, вызывающие улыбку у взрослого (похоже на наши рабочие будни! И зазвездившийся сказочник в погоне за сказочными гонорарами очень узнаваем), но имя Фиолетова быстро стало в малышковой среде нарицательным — сама позже слышала его в речи детворы.

Если фестиваль обращается к экспериментальным видам современного искусства, то споров и жестких дискуссий избежать не удастся — участникам нужны крепкие нервы, ссылки на творческую ранимость — оправдание неубедительное. И оценки могут быть неоднозначными, и шкала эмоций — от восторга до, увы и ах, плевка в сторону. Помнится, весной от разгоряченной пылом страстей аудитории досталось на орехи авангардным музыкантам, в этот раз яблоком раздора стала провокационная читка «Случайный разговор, случайно похожий на пьесу «Я тя лю» в постановке режиссера Бориса Черева (Челябинск). Шла она под вывеской «Центр Ненормативной Лирики и Жеста». Не так чтобы это определение подготовленную публику могло напугать — слышали мы нецензурную брань и прежде на сцене, и если она органично вписывалась в нерв спектакля, то и слух почти не резала.

В челябинском варианте читки была попытка удивить формой — никаких артистов, только текст смс-сообщений на экране, которые зрителям предлагалось читать самим (к счастью, не вслух).

img_3857

Он — заключенный, отбывающий срок за грабеж с нанесением увечий, и на тюремном досуге рассылающий смс-ки «лохам» с текстом «Мам, кинь 500 рублей. Очень надо». Она — 15-летняя школьница, ищущая любви и понимания, неважно у кого. И вот эти двое обмениваются бытово, в пробег такими отборными мат-выражениями и оскорблениями (перемежая их, конечно, стихами и жалобами на несправедливость судьбы), что экран должен был покраснеть.  

Симпатий, вопреки ожиданиям автора постановки, его герои почти ни у кого не вызвали. Большинство зрителей (замечу, разных возрастов и достаточно лояльных к дерзким экспериментам) оказались возмущены: «Стоило ли деньги платить, чтоб почитать чью-то маргинальную переписку, которой и так переполнен интернет?». Споры разгорелись горячие, публика разделилась на два лагеря. Художник настаивал: «Искусство должно отражать реальность!». Зрители возражали: «Зачем нам грязь, от которой лучше держаться в стороне?». И, как заметила преподаватель одного курганского вуза, всю ли реальность нужно нести на сцену? А если люди в жизни «в туалет ходят» — на сцене зачем это показывать?

Жаль, что несоменно талантливый и интересный режиссер выбрал именно эту пьесу для показа на фестивале. Его актеры могли бы восхитить публику читками более достойного репертуара, как это случилось во время первых «Параллелей» с читкой пьесы «Бежать».

Жесткость и ненормативная лексика как приметы современной драматургии стали объектом для дискуссий нынешнего фестиваля. И в этом, кстати, тоже есть его изюминка — ведь мы становимся участниками рождения новых форм искусства, их принятия и отторжения, а, значит, живем, играем свою роль зрителя думающего, чувствующего, активного.

Лидерство в курганских экспериментах по актерской читке пьес принадлежит фавориту театрально-просвещенной, искушенной публики — драматургу и актеру Валерию Шергину (Тюмень).

shergin-konsultant

И на первом фестиваля «Параллели» читки вызвали у публики небывалый интерес.

Его пьесы — «лидеры проката», двигатели современной драматургии на курганские подмостки. Шергин тоже не чурается крепких словечек в своих произведениях. Но его творения написаны захватывающим языком, с большим юмором, филигранным слогом, а предельная искренность и честность автора извиняют проскальзывающие «нелитературные метафоры», в силу их ироничности не режущие так ухо, как откровенно грубые определения вышеназванной «пьесы» «Я тя лю».

Да и в закрытой читке (предназначенной для участников фестиваля) новой пьесы Шергина «Шлюхи — не огонь» (несмотря на скандальность названия, речь в пьесе вовсе не о дамах легкого поведения) артисты договорились заменять нецензурные выражения словом «гантеля». Получилось по-детски забавно, тем более что этот почти капустник — с переодеванием артистов мужчин в женские образы — напомнил каждому людей, которых он знает, любит или не любит.

Успех у читки был ошеломительный, и жаль, что публика ее не увидела. Актеры в ней — огонь! Я еще никогда не видела столь смешным (в роли довольно назойливой и нравоучительной мамы с вечными сумками из «Икеи») Евгения Насупу, блестяще справился с ролью  притормаживающей Юли Артур Алексеев, убедительна в роли жесткой и предприимчивой Ангелины Татьяна Хильчук…

Алена, не знающая чего ей от жизни нужно и вечно попадающая в переделки, в исполнении Сергея Котельникова — еще один шедевральный образ актера в череде читок Шергина.

Кстати, на «Параллелях» повторно прошла читка его пьесы «Консультант по бытовым катастрофам» в атмосфере рестоклуба (с участием автора, как водится). За ресторанными столиками, может, текст пьесы о роганах (опарышах — прим.авт) оказался не очень «к столу», но новые поклонники у этой драматургии появились.

Возражу на замечание знакомой о том, что пьесы Шергина жестки и в них много чернухи, что они ничему не учат, не поднимают до блистающих вершин. Конечно, Шергин не учитель, не гуру, он и сам не знает выхода из тех ситуаций, в которые попадают его герои. Он — наблюдатель и рассказчик, с теплотой относящийся к персонажам, прощающий им их несовершенство. И на душе после его пьес тепло — а это ли не лучший критерий того, что спектакли надо смотреть!

Но если вам нужны чистая нежность, романтичность, свет и трогательность — то за ними маленькие и взрослые зрители пришли на детский спектакль «Молодежного театра» (Челябинск) — «Давай никуда не улетим, Ежик?».

В нем вовсе не было слов — и такой может быть современная драматургия! Но все о дружбе и любви было сказано действиями, взглядами, симпатичной пантомимой.

О других спектаклях, выставках, вечерах «Параллелей» читайте в ближайшем номере газеты.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *