Примерим на себя костюм инвалида

В преддверии Дня инвалидов телевидение и интернет облетела картинка, на которой глава Сбербанка Герман Греф в специальном облачении оформляет кредит на 100 тысяч рублей, чтобы купить инвалидную коляску. При этом, по легенде, доход инвалида составляет 30 тысяч в месяц.

Конечно же заявку оформили. Да и как ее не оформить, если вокруг главы Сбербанка толпа журналистов и телекамер?! Признаться честно, таких счастливых инвалидов в жизни я не встречала. Хотя про проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья знаю не понаслышке, да и поиском коляски, которую можно использовать в обычной квартире, занимаюсь регулярно в силу того, что они постоянно ломаются.

«Креативный пиар от сбербанка» невольно обострил тезис о существовании двух непересекающихся реальностей нашей жизни, в которых различно все — доходы, возможности, отношения. Ну, например, вы часто видите человека в инвалидной коляске на улицах города, в кино, кафе, на концерте, в учебном заведении? Думаю, что нет. У нас проблемы с пандусами в жилых домах, офисах, магазинах. Практически не учитываются возможности незрячих и неслышаших. Отсутствует специально приспособленный транспорт. Велик дефицит качественных протезов, инвалидных колясок, собственное производство такой продукции крайне не развито. Не зря же г-н Греф использовал костюм, купленный в Великобритании, да и коляски с электроприводом, одну из которых как бы собирался брать в кредит глава Сбербанка, производятся не в нашей стране. Учитывая все это, подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями и жизнь вынуждены вести ограниченную. А ведь количество инвалидов таково, что их надо бы считать отдельной социально значимой группой.

По данным Пенсионного фонда, в стране насчитывается 12,2 млн. инвалидов, из которых 620 тысяч — дети. По оценкам специалистов, эти цифры выше. Встречаются данные, что почти в каждой четвертой семье есть инвалиды. Реальная жизнь таких людей зависит от множества факторов: от них самих, их семей, государственных и муниципальных учреждений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку и реабилитацию. Ради справедливости надо сказать, что государство предоставляет меры социальной защиты этой категории граждан, но их явно недостаточно.

Страшно то, что в нашем обществе существует безразличие к инвалидам, к чужой беде. С одной стороны, вроде бы принято считать, что люди с ограниченными возможностями здоровья обладают особыми качествами — силой духа, волей, часто какими-то творческими способностями. Особенно ярко это проявляется на параолимпийских состязаниях, в творческих конкурсах. Но в то же время бытует представление, что они обидчивые, агрессивные и нервные. Сами инвалиды считают, что между ними и здоровыми людьми существуют непреодолимые барьеры, такие как особенности внешности, коммуникации, передвижения. Преодолеть трудности и препятствия окружающей среды гораздо легче, чем преодолеть неприязнь или безразличие. Признайтесь, сколько раз вы отводили глаза, увидев ребенка с детским церебральным параличом или синдромом Дауна, молодого парня в инвалидной коляске или женщину с белой тростью. Инвалидность — это не только ослабление функций организма и социальных возможностей человека. Зачастую это клеймо, которое ставит общество, подвергая его социальной изоляции и негласной дискриминации. За всем этим стоит нравственная проблема, проблема отношения к человеку, понимания ценности человеческой личности. Привычное стереотипное поведение по отношению к инвалидам — жалость или удивление. Если недуг очевиден окружающим, то такие люди в большинстве ситуаций переживают дискомфорт, а иногда и унижение. Повсеместны случаи, когда инвалида не пустили в самолет, отказали в игровой площадке вместе с обычными детьми, закрыли двери клуба… Дефицит государственной поддержки и общественного участия усугубляет социальное неравенство между людьми. Между тем если не разрушить, то хотя бы снизить барьеры возможно. Для этого нам всем просто надо перестать быть равнодушными.

И напоследок. Министерство труда России сообщило, что к 2025 году будут обеспечены работой до 50 % трудоспособных инвалидов. Вот, например, г-н Греф объяснил нам, что специальные костюмы инвалидов, в одном из которых он появился недавно на публике, должны будут иногда надевать специалисты банка, которые работают с клиентами. Чтобы, так сказать, почувствовать на себе то, что ощущают инвалиды. По его словам, это развивает эмпатию. Почему-то мне кажется, что если сбербанк, не дожидаясь 2025 года, предоставит рабочие места для реальных инвалидов, то процесс развития эмпатии станет гораздо эффективнее. И для сотрудников банка, и для всего общества в целом.

Жанна Чумакова,
главный редактор

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *