Курганцы искупали в любви и овациях «Виртуозов Москвы»

Оркестр-легенда дал на сцене курганской филармонии два концерта в один день

Долгожданное событие свершилось: наконец-то на курганской сцене выступили легендарные исполнители шедевров классики и музыки современных композиторов мирового уровня — всемирно известные «Виртуозы Москвы». Они  осчастливили курганскую публику своим изысканным исполнительским мастерством, заворожили неожиданно воздушным и волшебным прочтением любимых с детства мелодий.

Их так ждали (даже те, кто с классикой в отношениях не близких, а эпизодически-поверхностных), что музыканты устроили двойной праздник музыки, отыграв за день два концерта на сцене курганской филармонии.

Между прочим, меломаны старой гвардии хорошо помнят первый визит «виртуозов» в наш город в 1986 году, когда оркестр приехал к нам вместе со своим руководителем Владимиром Спиваковым и привез жемчужины классики — произведения Чайковского и Шостаковича.

И вот спустя тридцать лет(!), когда выросли новые поколения ценителей инструментальной классики, Курган снова стал свидетелем чудесного выступления мастеров смычков и клавиш. Устроили праздник горожанам концертное агентство «Партнер» и Илья Березовский.

Музыканты приехали без маэстро Спивакова (оказалось, отсутствие дирижера никак не влияет на гармоническую слаженность игры оркестра-легенды) и привезли самую популярную свою программу — «Времена года», объединившую великих Чайковского, Вивальди и нашего современника Астора Пьяццоллу в один круг музыкальной сказки, мелодического путешествия во времени и пространстве.

Музыка Чайковского звучала оркестровым монолитом, точнее — общим легким дыханием, а соло в партии Вивальди искусно исполнил заслуженный артист России Алексей Лундин — первая скрипка оркестра. «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы поделили на четыре волнующих средиземноморских сезона солисты Денис Шульгин, Георгий Цай, Лев Иомдин и Евгений Стембольский.

На долю зрителей вечернего концерта пришлось, конечно, больше музыкальных чудес — все «Времена года» Вивальди вместо одного краткого и пленительного «Лета» для «дневных» слушателей, и «бисы» в виде произведений Шостаковича, тогда как первый концерт получил не менее прекрасное продолжение в виде хитов Нино Роты и Пьяццоллы. Но чем концерты совсем не отличались друг от друга, так это уровнем виртуозности исполнителей и восторженной реакцией публики, утопившей музыкантов в овациях и криках «браво», то и дело сбивающейся на выкрики нечленораздельной радости. «Логический экстаз» — так определил Владимир Спиваков понятие «музыкальный шедевр», и так можно назвать чувства, которые вызвало в слушателях высокое искусство столичных виртуозов.

Глазами влюбленной публики

Хочется привести первые отзывы впечатленных зрителей, имеющих к музыке непосредственное отношение. Как, например, Ольга Харламова, преподаватель детской музыкальной школы № 4:

— Весть о гастролях в нашем городе знаменитых «Виртуозов Москвы» облетела Курган еще полгода назад. Томительное ожидание сменилось, наконец, ощущением полного счастья. Оправдались ли надежды на чудо? Иначе и быть не могло. Мастерство артистов — это не только высочайшая техника: богатство интонации, нюансировки (о, это пиано!), чувств, наконец. А какое единение! Звучат как одно многоликое целое! Они и дышат, наверное, одновременно…

Не могу сказать, что шла на концерт, мечтая в сотый раз услышать «Времена года». Каждая пьеса Чайковского настолько знакома всем музыкантам, что они вам и тональности сходу перечислят, и мелодии просольфеджируют, и гармонию назовут. И что в итоге? Искуснейшая аранжировка, «откуда-то взявшиеся» ранее не расслышанные музыкальные диалоги… Фантастика!

Вивальди… Его сонеты к собственным концертам из цикла «Времена года» неотделимы от музыки, поэтому звучащие «за кадром» стихи — отличная идея, благодаря которой эффект от услышанного произведения оказался максимальным. А Алексей Лундин в роли Вивальди? Полная иллюзия концерта маэстро со своим оркестром, перенесшая нас сквозь века. Еще бы музыкантам парики и камзолы…

Репертуар академических коллективов давно уже включает современную «несерьезную» музыку. Это требование времени и публики, конечно. Такие произведения всегда входили в сферу интересов и «Виртуозов Москвы». На этот раз был избран Пьяццолла. В число моих любимых композиторов он не входит, поэтому, услышав объявление его «Времен года», я приготовилась их «выслушать» довольно предвзято. Новая музыка? Нет. Сюрпризы в музыкальном языке? Да нет же! Тогда почему завораживает то, что происходит на сцене? «Великолепная четверка» солистов, сменяя друг друга, заставила ощутить и весеннее томление жаркой Аргентины, и ее летний зной, и все прочее, проносящееся за окнами маленького ресторанчика, в котором круглый год царствует страстное танго…

Город особой музыкальности

В нашем общении после концерта лидер и концертмейстер оркестра, заслуженный артист России Алексей Лундин, играющий в знаменитом коллективе уже 19 лет, признался, что выступает в Кургане с трепетным чувством: «Я дважды выступал у вас — сольно и в составе квартета, был участником первого фестиваля имени Дмитрия Шостаковича. Вот название исполненной нами на «бис» композиции Пьяццоллы «Либертанго» имеет два перевода — «танго любви» и «танго свободы». У меня с Курганом такие же ассоциации. Атмосфера здесь особенная — настоящей человеческой теплоты и глубины людей, все здесь наполнено духовным смыслом».

Духовные смыслы «Виртуозы Москвы», всегда демонстрирующие высочайшую культуру ансамблевого исполнения, по-новому открывают в вечной классике и  в творениях именитых современников — в музыке Шнитке, Васкса, Гии Канчели… Не говоря уже о сочинениях Стравинского, Бартока, Шостаковича, из которых, как из священного грааля, черпается и вдохновение, и магия мелодий.   

Программа «Времена года», благодаря легким смычкам «виртуозов», пошла «в народ» и стала кочевать по репертуарам других оркестров, к некоторому недоумению «первооткрывателей». У публики между тем возникает соблазн сравнить вариации – и, к чести московских кудесников звука, первую скрипку в этом творческом споре по-прежнему играют «Виртуозы Москвы».

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *