Курганцы полюбили читающий театр

курган театр алпаткин

В Курганском театре драмы с успехом прошли читки пьес современных драматургов

Курганские театры захватило прогрессивное, дерзкое, молодое веяние творческой свободы, экспериментального самовыражения — жанр читок.

Первыми в рамках фестиваля «Параллели» необычный для публики формат театральной игры освоили «гулливеровцы», теперь пришла очередь Курганского драматического театра, который решительно включил читки пьес в свой репертуар, а публика восторженно проголосовала «за».

курган театр алпаткин

Курганские театры захватило прогрессивное, дерзкое, молодое веяние творческой свободы, экспериментального самовыражения — жанр читок.

Театр драмы в последние годы заметно прирос молодыми силами, сейчас труппа в большей части молодежная, по-свежему талантливая, азартная. Им ли не искать новых форм, не предпринимать смелых шагов! Памятуя о лучших временах когда-то гремевшей здесь молодежной студии, хочется надеяться, что и нынешнее актерское «племя молодое» растормошит зрительскую инертность мышления, всколыхнет застоявшиеся эмоции публики, разожжет жар молодых страстей и добавит куража в театральные постановки, обогатив представление о современной драматургии новыми именами.

Собственно, это актеры драмы и попытались сделать в двух первых читках — и, как показал опыт, небезуспешно, даже изящно, захватывающе, виртуозно, где грустно, где смешно до слез.

Инициаторами в выборе пьес стали Анна Андреева, обратившаяся к совсем свежему произведению украинского драматурга Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор!», и Константин Галушин, чье внимание привлекла пьеса «Человек в футляре» Евгения Балакина по мотивам сочинений Чехова и Гоголя.

курган театр алпаткин

Актриса Курганского драматического театра Алёна Знайда

Первая, про украинского офицера Сашу, написана в том самом роковом 2014 году, что положил начало братской войне. Хотя герой умирает не на боевом посту, а вполне в мирных условиях, от сердечного приступа. Его близкие – жена и взрослая беременная падчерица – ныне несут всю ношу, свою женскую и его – мужскую. Им предстоит одним справляться с новой пугающей реальностью без опоры на сильное плечо. Но женщины вынесут и не такое, считает Анна Андреева: «Для мужчин война – это долг, как для Саши, который этим жил внутренне, но не был востребован, так и умер, не повоевав, не проявив себя. А для женщины – трагедия, потеря любимого человека, и все она тащит на своих плечах – дом, дочь, мужа».
Саша с того света, как настоящий офицер, по зову долга хочет вернуться на войну, воскреснув. Но женщины против такого воскрешения, не желая вновь потерять своего мужчину.

Разыгранные за столом сцены общения героинь Екатерины Горяевой и Алёны Знайды с умершим мужем и отцом (в исполнении Владимира Рахманова) были подкреплены видеорядом и музыкой – для читок явление нечастое, но наши актеры постарались на совесть порадовать любимую публику. Играли вдохновенно, хотя сама пьеса не была столь эмоциональной, как можно было бы ожидать от заявленной темы.

Зато вторая читка по легкой и гротесковой пьесе Балакина с гениально прописанными Чеховым и Гоголем персонажами вызвала целую феерию чувств в зале. Заметно было, что и актерам материал лег на душу, вызвал глубокий эмоциональный отклик, вовлек в игру на большом энтузиазме и юношеской дерзости.

курган театр алпаткин

Актриса Курганского драмтеатра Анна Андреева.

При отсутствии декораций и минимуме костюмов, в непривычном для зрителей новом камерном пространстве — в репетиционном зале — актеры заполнили все эти относительные пустоты своим молодым драйвом, искренним удовольствием от перевоплощений (порой по две роли за читку), кои случались непринужденно и спонтанно — вот актриса накинула на плечи шаль и она уже соседка господина Беликова, другая надела шляпку и преобразилась в его идеал — Вареньку, один и тот же актер (Артем Токмаков), то надевая на голову сеточку, то снимая ее и украшая лицо густой растительностью под носом (усами), мгновенно перепрыгивал в новый образ.

Шаловливо, озорно, комично артисты представили нам историю опасливого и опасного для окружающих учителя Беликова с его вечным девизом: «Как бы чего не вышло!». В главной роли комедийно-убедителен и в то же время  страшен оказался Севастьян Мельничук.  

Автор идеи Константин Галушин так обосновал свой выбор пьесы: «Для меня пьеса «Человек в футляре» очень актуальна. В мире существует много людей, которые любят совать свой нос не в свое дело, вмешиваться в чужую жизнь, которым нужно указывать другим, как делать правильно, как жить, как выполнять свои обязанности. И таких людей, увы, не становится меньше».

курган театр алпаткин

Сцена из спектакля «Саша, вынеси мусор!»

Сам Константин исполнил роль робкого Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели» — жертвы людей, подобных Беликову.
Великолепно и изобретательно перевоплотился в простодушного, нелепого и по-своему обаятельного слугу Беликова Алишер Искандаров: скрипучий голос, забавные интонации, и образ запоминается, становится выпуклым. Заиканием отличился ветеринар от черта в исполнении одного и того же артиста Михаила Храмова.

Очаровательны и интересны оказались женские роли в исполнении актрис Алены Знайды и Анны Андреевой — за настроениями их персонажей было интересно наблюдать.  

Жанр читки позволяет каждому зрителю создать свой спектакль у себя в воображении, но курганские актеры использовали так много выразительных средств, что мы наблюдали пусть и почти спонтанный (читка же!), но по большей части почти готовый спектакль. Жаль, что эту пьесу удалось посмотреть не всем желающим — все-таки показ в не совсем удобное дневное время не располагал к аншлагам.

Но, судя по живому и восхищенному отклику публики, которая поделилась впечатлениями с актерами сразу после постановки, зрители были бы рады повтору пьесы и новым встречам с дивной театральной «пробой пера» — читкой.

В планах театра 18 января запланирована читка пьесы современного немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Зрители заинтригованы и ждут новых культурных откровений.

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *