Авантюра с инженерным расчётом

стальмост

«Курганстальмост» крепнет с каждым кризисом

«В феврале 2017 года мы планируем повысить на 10 процентов оклады и ставки. Это при том, что средняя заработная плата среди промышленного персонала в 2016 году составила 39,1 тысячи рублей, что принципиально больше средней по Кургану». Об этом намерении генеральный директор ЗАО «Курганстальмост» Дмитрий Парышев рассказал в конце прошлого года, подводя итоги и намечая перспективы для предприятия.

Наверное, можно просто по-доброму позавидовать заводчанам на фоне прочих всеобщих «экономически обоснованных» повышений.

Но интереснее, полезнее попытаться понять, за счёт чего удаётся планировать повышение зарплаты предприятию, не сидящему «на трубе» и не обладающему роскошным статусом естественной монополии.

В связи с этим вспомнился очень давний разговор с Парышевым-старшим, Николаем Васильевичем. Тогда Россия ещё не вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), «по поводу» шли споры профессиональные и дилетантские. Так вот, отвечая на вопрос, надо ли стране вступать в ВТО, Николай Васильевич ответил однозначно: «Обязательно». Обосновал так: «Это заставит нас шевелиться».

Мудрое предвидение промышленника-стратега попало в яблочко ещё до окончательного вступления России в ВТО. 2008 год. В мире и стране творится чёрт те что, для краткости называемое кризисом. Заказов на мостовые металлоконструкции нет, поскольку на 99 процентов мосты — это государственный заказ, бюджетные деньги. Перспективы — туманные, покрытые дымовой завесой. И вполне реальная возможность консервации цехов, отправки работников в бесплатный отпуск, далее по списку — исчезнувших заводов…

… «Это заставит нас шевелиться».

Не знаю, как именно на «Курганстальмосте» возникла идея работы на строительстве стадионов. Не спрашивал. Зато в одном из разговоров на предприятии эту идею охарактеризовали как авантюрную. В такой характеристике есть свой резон. Что такое мостовые металлоконструкции, профильное для предприятия производство? Толстый или не очень, плоский металл, много сварных швов, но не более того, даже если проект не типовой, каких-то принципиальных тонкостей немного, тем более руки и мозги к такой работе десятилетиями привычны. А сделать металлоконструкции для стадионов… Это примерно как если бы кузнец, всю жизнь ковавший крепкие, красивые, даже в завитушках, но заборы, вдруг взялся бы за изготовление ювелирных цепочек, где только завитушками не отделаешься; сравнение, конечно, с преувеличением, но и с реальностью где-то рядом.

Сколько тогда нервов здесь извели… Ведь никогда не делали ничего подобного. С нуля обучали людей, закупали ранее невиданное оборудование. А права на ошибку нет, никто на этом рынке Курган не ждал, тем более не звал.

Например, по московскому спартаковскому стадиону «Открытие Арена» в условиях договора был прописан пункт — круглосуточная видеотрансляция хода работ на контрольной сборке. На краю заводской территории отсыпали щебёнкой площадку, установили видеокамеры. На площадке шла предварительная сборка всех (всех 100 процентов, более 8 тысяч тонн, зимой и весной) конструкций, а заказчик в любой момент в режиме реального времени мог посмотреть, что и как у этих курганских получается. Получилось. Стадион стал одним из первых в России, в конструкции которого широко использованы толстостенные трубы, к проектированию приложило свои новаторские усилия курганское ООО «Мостпроект». Да что мы всё прозой. «Конструкция козырька включает две продольные фермы Ф1, установленные вдоль футбольного поля, и две поперечные фермы Ф2, расположенные перпендикулярно и образующие перекрестную взаимосвязанную систему. Фермы в поперечном сечении — треугольные, с одним верхним и двумя нижними поясами с треугольной раскосной решёткой. Стыки и узлы ферм на высокопрочных болтах с применением фасонок. Жесткость и устойчивость конструкций козырька обеспечивается жесткостью и устойчивостью основных несущих ферм, системой горизонтальных и вертикальных связей, а также жесткостью опорного кольца». Вот это — песня! «Гимн авантюре» называется.

На сегодняшний день таких гимнов «Курганстальмост» написал уже восемь, по числу стадионов, в строительстве которых участвовал и участвует. Сочи. Москва. Санкт-Петербург. Краснодар. Самара. Ростов-на-Дону. Екатеринбург. Калининград. Причём тексты у всех разные, поскольку одинаковых конструкций не существует, архитектура всех стадионов уникальна.

Сейчас на предприятии со смехом вспоминают, к примеру, панический звонок из Екатеринбурга: «Конструкции при монтаже не стыкуются!» Кошмар? Провал? Срочно туда мчатся курганские спецы. Стыкуют. Просто сторонняя монтажная организация не тем боком конструкции повернула. «Это же не ключ в замочную скважину вставить», — как-то обмолвился Олег Моисеев, заместитель технического директора по подготовке производства ЗАО «Курганстальмост». Хорошо смеётся тот, кто смеётся вовремя.

Аккуратно зайдя на рынок стадионного строительства, курганцы «повели плечами». И уже на двух стадионах (в Краснодаре и Екатеринбурге) не только участвуют металлоконструкциями, но получили (да что там — зубами вырвали и качеством) право генерального подрядчика на монтаж навесных покрытий. То есть уже десятки субподрядчиков работают, в том числе на успех нашего правого курганского дела.

Можно долго, и даже понятно, рассказывать о тонкостях конструкции каждого стадиона, о «треугольных раскосных решётках». И, конечно, обязательно надо рассказывать о трудовом героизме (это не пафос — истина), который показали и показывают на объектах курганские монтажники, сварщики, инженеры.

Но сегодня всё же закончим на той мысли, из которой выросли и тонкости, и героизм.

… «Это заставит нас шевелиться».

Завет Николая Васильевича живёт. На живом предприятии. Не без проблем? Конечно, как без них. Зато в освоении — ещё более сложные строительные конструкции, для «Лахта центра», комплекса зданий, самое высокое из которых 87 этажей. «Возможно, это станет ещё одним новым направлением нашей работы», — предполагает Дмитрий Парышев. И, возможно, лет через несколько это направление, дай Бог, освоенное, тоже назовут авантюрой.

Побольше бы Кургану таких авантюр, высмотренных в шевелящемся море возможностей руководством, чётко просчитанных инженерно-техническим персоналом, ювелирно выполненных рабочими. Глядишь, не один лишь «Курганстальмост» планировал бы повышение окладов и ставок.

Фоторепортаж Александра Алпаткина

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: