Смотреть нам — не пересмотреть

новости курган

Пять художников, очень любивших Весну

Весенние краски, солнечные блики, первые весенние цветы под этим уже теплым и сияющим небом — как они радуют, сколько в них мажора и ласки, пробуждения и ликования жизни… Может быть, никто так не ждет весну, как жители северных широт.

Александр Петухов (Курган). «Подснежники», бум., акварель. 1967 год. КОХМ*.

новости курган

Наш молодой, но уже известный на Урале, земляк, художник Александр Петухов написал акварель, дышащие лесным весенним ароматом подснежники, пушистые, как цыплята, золотисто-сияющие на сине-зеленом фоне, напоминающем и весенние лужицы, отражающие небо, и первую пробивающуюся сквозь талую землю зеленую травку. А рядом с этим теплым букетом в белой тонкого полива вазочке — хрупкая графика весенних березовых веток с вертикальными акцентами изящных сережек. Этот темпераментный лист был написан прямо на столе в телевизионной студии, где работал тогда художник. Телевидение было в 60 е годы у нас черно-белым. Художники рисовали вручную — компьютеров-то не было — заставки. Они тоже были черно-белые, почти геометрически четкие по очертаниям, а захлестнувшая улицы города весна требовала цвета, воздуха, любви и свободы.

Максимилиан Эберман. «Березовая роща» («Сквозь серебро»). 1904 г. Холст, масло. КОХМ

новости курган

Это один из шедевров коллекции нашего музея. Кажется, ни одна постоянная экспозиция Курганского областного художественного музея (а их за тридцать пять лет было уже пять) не обходилась без этого волшебного, мерцающего зеленью молодых березовых листиков сквозь даже серебряные тающие облака завораживающего пейзажа. Написанный в начале двадцатого века, поэтический и необычный (практически в нем нет ни линейной перспективы, ни чередования планов, ни сюжетно организованного пространства), он сочетает приемы пуантилизма и визионистской техники с музыкальной тонкостью колорита, атмосферой вечного обновления и трепетом молодой восторженной жизни.

Владимир Чалый. «Девушка с кувшинкой». 1986. Холст, масло. КОХМ.

новости курган

Конечно, кувшинка — цветок летний, зато чувство влюбленности ярче всего проявляется весной. Художникам хорошо знаком этот прилив энергии и вдохновения, когда хочется писать и в каждой черточке находишь гармонию и совершенство форм — в девичьем лице, в творении природы, в цветке, в сочетании цвета и света, в музыке, с которой согласны рисунок-линия, форма-объем, и колорит, несущий эмоцию и атмосферу. Эстетика раннего Возрождения, эпохи кватроченто и образ современницы, так поэтично…

Борис Лапшин. «Иволга». Холст, масло. 1984. КОХМ.

новости курган

Мотив знаменитой левитановской весенней композиции «Весна. Большая вода», только на нашем родном зауральском сюжете. Одна из самых живописных деревушек близ Кургана, скорее напоминающая дачный поселок в последние годы, Иволга написана художником так светло, легко и свежо, что картина, кажется, только что снята с мольберта. Хрупкие березки стоят, как и кусты золотистой пушистой вербы, в разлившейся вширь реке, отражаясь в холодно-перламутровой воде, а в небе плывут и тают нежные летучие облачка. На крышах еще лежит снег, но вешнее солнце и его окрашивает в золотистые теплые тона. А вдали, на горизонте, в проеме меж соснами, синеет окутанный дымкой лес.

Анна Остроумова-Лебедева. «Весна». Гравюра на дереве.

Петербург, северная Пальмира, Северная Венеция, город, в котором весна означает пришествие света, возвращение солнца, праздник призрачных белых ночей, может быть, самый ожидаемый суровой и нежной северной природой. В изумительных по красоте гравюрах Остроумовой-Лебедевой начала ХХ века (1902-1910 е годы) Петербург предстает в гармонии архитектурного облика с яркими явлениями природы: величие здания Адмиралтейства и белоснежные деревья сквера; гранитные берега Невы и низкие дождевые, грозовые тучи; светлое здание Биржи, монументальные колонны и залитая солнцем ширь невского и морского простора. В гравюре «Весна» необыкновенны качество цвета и света, ощущение прозрачности благоуханного воздуха, изящество ажурной решетки сада и изысканные линейные ритмы «плакучих» веток садовых деревьев. Утонченная, хрупкая роскошь северной весны в скромной классической технике гравюры на дереве.

*КОХМ — Курганский областной художественный музей.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *