Две яркие звезды

В Кургане выступили блистательные виолончелист Федор Амосов и пианист Арсений Тарасевич–Николаев ВИДЕО


В рамках замечательного проекта «Звезды ХХI века» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации нас посетили два прекрасных молодых музыканта — виолончелист Федор Амосов и пианист Арсений Тарасевич — Николаев.

Оба — многократные лауреаты различных, в том числе, международных, конкурсов и оба — потомственные музыканты, оба — москвичи, оба, несмотря на молодость, исполнители со стажем и сотрудничали с оркестрами и дирижерами Японии, Англии, Франции, Испании, оба — воспитанники Московской консерватории и, следовательно, представители русской исполнительской школы.

А еще их обоих отличает свобода мысли, уверенность в себе и своей профессии. Это счастливые люди, и свои эмоции они легко, артистично и щедро транслируют в зал. Смотреть на них и слушать их — одна большая радость.

Свежесть прочтения классики в них сочетается с традиционной чистотой культуры звука, точной фразировкой и любовным отношением к инструментам. И рояль, и виолончель для каждого музыканта родственно близки и, при всей непринужденности исполнительской манеры, полны не только предсказуемых красот, вершин эмоциональных взлетов, но и неожиданных глубин звучания, и порой сюрпризов откровения…

Пианист Арсений Тарасевич — Николаев

Романтическим всплеском темперамента, созвучным весеннему настроению, воспринималась соната Эдварда Грига, очаровавшая слушателей свободным ритмом диалога двух эмоционально наполненных и дополняющих друг друга солистов. Голос виолончели, зовущей как поэтический монолог на холмах Озерного края, или лирические прогулки влюбленного героя по цветущему лесу в пассажах рояля — все было полно возвышенного чувства, движения и страсти. А в «Аndante» утонченная нежность пробуждала в памяти поэзию Серебряного века.

Виолончелист Федор Амосов

Иоганнес Брамс, «Соната для виолончели и фортепиано фа мажор». Эмоциональный, взрывной и гармоничный дуэт, подхватывая один за другим мелодию, увлекает нас в это море мятущихся чувств, то бархатными обертонами виолончели, то порывистым взлетом звенящих струн рояля.

В коротком интервью перед началом концерта мы успели лишь немного узнать об отношении наших молодых, но опытных гастролеров к такому явлению (ныне весьма популярному),  как конкурсы. И ничуть не удивились, услышав от них, победителей и лауреатов, что конкурсы сегодня  — это, скорее, неизбежное зло, чем творческий стимул.

Во-первых, некоторые музыканты, и чаще всего именно яркие индивидуальности, не всегда «укладываются» в стандартные рамки представления о классике членов жюри, нередко состоящего из прекрасных педагогов, настроенных на некий «единственно правильный» вариант исполнения. Педагоги, даже члены жюри, всегда заметят ошибочку, недодержанную «восьмушечку», спорную педаль — иногда в ущерб оценке индивидуальности трактовки, темпераменту исполнителя.

Грустный пример эмоциональных издержек подобных конкурсов — неудача блестящего и глубоко музыкального дирижера Теодора Курентзиса на конкурсе дирижеров, посвященном творчеству Прокофьева в Петербурге. Слава Богу, музыкант пережил, правда, очень болезненно и тяжело этот казус.

Сегодня Курентзис — один из самых оригинальных и востребованных дирижеров, работающих в оперной и симфонической классике — как в концертном филармоническом, так и театральном исполнении. Это дирижер – новатор, авангардист, если хотите. Но если бы тот стресс надломил его как личность? Что мог потерять музыкальный мир?

Наверное, все-таки для музыкантов предпочтительнее форма музыкальных фестивалей — тематических праздников, где каждый исполнитель вправе предложить свою, пусть спорную, версию классики или современной музыки. И радость общения лишена нервозности и опасной психофизической перегрузки не только для участников, но и для членов жюри — им ведь тоже тяжело выслушивать многочасовые программы.

Но наши гости молоды, счастливы, успешны, и нам осталось пожелать, чтобы они были не только так же счастливы, но и столь же щедры, и могли бы чаще делиться с нами любимой музыкой — той, что нам знакома, и той, которую они сумеют открыть для нас.

Полный текст материала вы можете прочитать, подписавшись на PDF-версию газеты.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *