Последний солдат

творчество курган ваньков

Герой Андрея Ванькова попал в хронояму, не провалившись в яму поэтическую


Почему с иконописцем (это для заработка) и вполне себе светским художником (это главное), священником, настоятелем Покровского храма в селе Колташево близ Кургана Андреем Ваньковым интересно общаться? Проживать совместно с ним часы и минуты наших редких встреч? Его также можно назвать и философом, и историком. И, как оказалось, поэтом тоже. Поэтом, не похожим на других.

Ответ очевиден: все дело именно в непохожести, в таланте. И не только в таланте художника и поэта, но и в даре общения, в интересе Ванькова не только к каждой конкретной душе, но и к человечеству вообще, к его вере, истории и культуре.

Андрей Ваньков родился в Кургане в 1967 году. В 1987 году окончил Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра. С 1987 по 1989 год — служба в рядах Советской Армии. В 1995 году окончил графический факультет Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина (мастерская А. А. Пахомова). С 1997 по 2000 год — учеба в аспирантуре Института им. Репина. В 1998‑1999 годах преподавал в Институте им. И. Е. Репина.

С 1991 года член творческого объединения «Сграффито» (Гуманитарный фонд «Свободная культура» в Санкт-Петербурге). Участник более 50 персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Автор нескольких уникальных книг, выпущенных издательством «Редкая книга Санкт-Петербурга».

В 2002 году рукоположен в сан священника в Курганской епархии. В 2006 году расписал церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Семистрельная» в р. п. Лебяжье. С 2007 года — клирик Богоявленского храма г. Кургана. В настоящее время протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Колташево.

Итак, мы знакомимся с деятелем искусства и служителем церкви. Это раздельно или неотделимо друг от друга? Для начала скажем, что если творчество — зеркало автора, то Ванькова трудно назвать реалистом. К его творчеству не подойдешь с простыми мерками реализма. Ничего похожего как раз и нет.

С другой стороны, реализм — это все-таки не реальность, а ее отражение. А «отражатель» Андрей Ваньков очень своеобразный. Это замечают все.

Намедни отец Андрей в художественном салоне на Пролетарской, 19 презентовал для узкого круга друзей и поклонников два своих поэтических сборника — «Петербургский историк» и «Последний солдат Иван Петров». И хотя книги написаны и изданы несколько лет назад, для большинства присутствующих на этом литературном вечере они стали большой новостью. Возможно, виной тому и мизерный, в то же время (обратите внимание!) мистический тираж: «Петербургский историк» — 77 экземпляров, второй запуск «Последнего солдата Ивана Петрова» — 88 экземпляров.

Так или иначе, обе книги — талантливое и своеобразное поэтическое явление. При этом автор утверждает, что стихов не любит.

— Но в прозе я «проваливаюсь», — признается Ваньков. — На три строки уходят сутки. Поэзия технически легче, так, каждая «пойманная» рифма означает законченную мысль.

«Петербургский историк» состоит из трех коротких поэм: давшей название всему сборнику и таких же по жанру «Сталинград» и «Пес у дороги».

— Своим «Сталинградом», — продолжает Ваньков, — я хотел показать войну не такой, какой нам ее преподносили в школе или в литературе от Волкогонова до дурачка Суворова. Впрочем, и «Петербургский историк» во многом об этом же: о сути войны как исторического движения. Познать эту суть пытается лирический герой поэмы, он же автор. Должен заметить, что подготовленный читатель, конечно, увидит некоторую перекличку с одной из самых знаменитых русских поэм — «Медным всадником». Но если герой Пушкина сталкивается с государством, то герой «Петербургского историка» — с самим собой.

При густой и многозначной метафоричности своего творчества Ваньков не устает повторять, что на звание поэта и поэзию он не претендует. Говорит, что пока его главный труд — это «Последний солдат Иван Петров», жанр которого обозначен автором как «Бытописание в трех свитках».

Над этой 100-страничной поэмой отец Андрей работал с 2007 по 2014 год, текст и переписывался, и неоднократно редактировался. До сих пор перо автора время от времени зависает над своим детищем в попытках что-то отшлифовать, довести до совершенства.

Читать «Ивана Петрова» (как и другие произведения Ванькова) интересно (не оторвешься!), но трудно.

Не худо бы перед таким чтением заглянуть в Библию, освежить в памяти знание античных мифов, европейской и русской истории чопорного и воинственного ХVIII века, иметь представление об искусстве, например, Иеронима Босха, Франсиско Гойи, а также о современной военно-фантастической прозе, на страницах которой одновременно могут «жить» исторические личности разных эпох. О последнем, кстати, автор в коротком предисловии к поэме предупреждает читателя: он «лишь позаимствовал наиболее поразившие его фабулы из современной военно-фантастической прозы, связав их в одну и зарифмовав».

Повторюсь: читать «Последнего солдата» интересно, но трудно. Выручает блестящее авторское владение формой и рифмой. Кроме того, Ваньков, предугадывая сложности чтения, снабжает свою книгу обширными комментариями (25 страниц на 100 страниц поэтического текста!) и даже пересказом сюжета. Коротко сюжет таков: наш современник, сельский житель Иван Петров проваливается в хронояму и оказывается посреди одного из сражений второй мировой войны.

Пройдя через бой, ранение, плен, ГУЛАГ, Петров попадает и на третью мировую войну, где погибает. Далее следует чудесное возвращение к жизни и перенос в отдаленное будущее, где его снова бросают в бой. Оставшись последним солдатом, осознавая весь ужас и бессмысленность войны, он отказывается поклониться врагу, снова гибнет и выбрасывается из хроноямы в место и время, откуда был взят.

Дальше интересно послушать самого автора.

— «Петров» — это поток образов, боевое отклонение, — говорит Андрей Ваньков. — Когда танк идет к своей цели не по прямой, а, чтобы обезопасить себя, зигзагами — это и есть боевое отклонение. Так и «Последний солдат Иван Петров» в боевом отклонении подводит нас к христианскому гнозису, особому знанию души и Бога. Душа человеческая, поднимаясь вверх, проходит такой же непрямой путь от Творца нашего к Отцу небесному. Но «Петров» ни в коем случае не поповская проповедь, не богословское сочинение, а художественное и только художественное произведение.

Так автор обозначил свою творческую цель. Мне кажется, эта же цель при определенных духовных усилиях будет достигнута и читателем. В первую очередь таким, который понимает, что главное в творчестве священника, художника и поэта Андрея Ванькова — искренний талант на широчайшем фоне мировой культуры. А талант никогда не перестанет удивлять людей.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *