Доктор биологических наук, профессор КГУ, заслуженный деятель науки РФ об «аплодисментах», которые могут подсказать талантливому студенту путь к ученой степени
Когда я еще был студентом второго курса, в результате конкурсного отбора был приглашен для участия в работе Всесоюзной научной студенческой конференции в город Каунас (Литва). Причем по итогам конкурса удалось стать призером, и это мотивировало меня на занятия научно-исследовательской работой на всю жизнь. Я считаю, что участие в таких конференциях формирует отношение к научно-исследовательской работе.
Университет в иерархии высших учебных заведений занимает высшую ступень. Поэтому именно в университетах науке должно уделяться самое пристальное внимание. Приобщение к научно-исследовательской работе формирует будущих ученых, производственников, управленцев. И здесь не обойтись без научно-практических конференций.
Во-первых, для того, чтобы выступать с докладом, нужно иметь какой-то материал — результаты исследования, анализа, эксперимента. Будучи проректором по научной работе в университете, я всегда старался, чтобы студенты участвовали в научных исследованиях и выступали на конференциях. Без этого нельзя сделать современную курсовую и выпускную работы или магистерскую диссертацию.
Во-вторых, нужно уметь доложить о полученных результатах, а именно этому учатся на студенческих конференциях.
Я вспоминаю Гавриила Абрамовича Илизарова. Он был великолепный ученый, но выступал поначалу с большим трудом. Начиная доклад, он волновался, сбивался, но стоило раздаться в зале первым аплодисментам — он приободрялся и настолько замечательно произносил свою речь, что в конце выступления ему аплодировали стоя.
Студенты на таких конференциях могут получить свои первые «аплодисменты» — условно конечно. По реакции аудитории можно понять, что ты действительно сделал, ведь одной оценки научного руководителя иногда бывает недостаточно. Слушатели на конференции зададут вопросы, опытные ученые помогут понять, в каком направлении можно двигаться дальше. Именно конференции помогают формировать будущего творческого студента и, возможно, ученого.
Кстати, раньше, во времена СССР, почему-то считалось, что количество действительно одаренных студентов, способных двигать науку вперед, совершать открытия, составляет около 3 % от общего количества обучающихся в вузах. Мне кажется, что сейчас этот процент выше.
Открывая студенческие конференции, я всегда говорил: «Задавайте вопросы. Нет глупых вопросов — есть неполные ответы». На конференциях студенты учатся ведению научной дискуссии. Умение правильно отвечать на вопросы формирует не просто ученого, а зрелого человека. И в жизни умение отстаивать свою точку зрения всегда пригодится.
Сейчас проводится так много научно-практических конференций в разных российских вузах — и федерального, и международного масштаба! Раньше таких возможностей не было, но поездки студентов на конференции оплачивались, за призовые места давали премии. А сейчас, к сожалению, у нас даже статьи расходов подходящей нет, чтобы можно было отправить студента на конференцию высокого ранга и премировать по ее результатам. Это ведь очень хороший стимул для дальнейших научных изысканий!
И потом, конференция в другом вузе или даже другой стране — это, в первую очередь, обмен опытом, ведь там другая научная школа, другой подход к исследованиям. Поэтому очень хотелось бы решить проблему финансирования поездок на научно-практические конференции в другие вузы.
В заключение хочу пожелать студентам научной активности и больших творческих успехов в жизни и работе.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости