Страсти по «Платону»

Одни протестуют, другие ведут переговоры: в Зауралье грузоперевозчики и власть обсудили проблемы подорожавшей системы «Платон»

Сегодня вокруг системы «Платон», которая по замыслу разработчиков проекта должна помочь решить одну из главных российских проблем — если не создать совсем хорошие дороги, то хотя бы избавиться от плохих, бушуют немалые страсти.

Напомним, система «Платон», действующая с ноября 2015 года, предусматривает взимание платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Плата — компенсация за нанесенный дорогам вред. При этом речь идет только о федеральных трассах.

Все средства от «Платона» поступают в дорожный фонд и предназначены для ремонта и строительства дорог, мостов. Первоначально тариф за один километр пути по федеральным трассам планировался свыше трех рублей, но после протестов дальнобойщиков и оценок экспертного сообщества был снижен до 1,5 рублей. С 15 апреля 2017 года тариф повышен до 1,9 рубля. Это вновь вызвало протесты дальнобойщиков: в отдельных регионах страны проходят их забастовки, которые уже используются как инструмент политической борьбы. В Зауралье забастовок пока нет. Наоборот, местные грузоперевозчики решили встретиться с представителями власти, чтобы обсудить возникшую ситуацию.

В диалоге с представителями грузоперевозчиков участвовали председатель областной Думы Дмитрий Фролов, заместитель губернатора, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Александр Константинов; руководитель Управления госавтонадзора по Курганской области Александр Жакин; представители органов прокуратуры, ГИБДД, налоговой службы; члены общественных советов при департаменте промышленности и уполномоченном по защите прав предпринимателей в Курганской области.

Дискуссия, как и следовало ожидать, получилась острой, эмоциональный, но в конечном счете конструктивной. Прозвучала информация, что в 2016 году за счет платежей, поступивших через «Платон» (кстати, название не связано с великим древнегреческим философом, а является сокращением от слов «плата за тонны»), отремонтировано более тысячи километров наиболее проблемных дорог и 31 мост в различных регионах страны.

На встрече грузоперевозчики высказали свои позиции, опасения, мнения. Первое — это недоверие к системе «Платон»: «Почему мы должны платить деньги не государству, а частным лицам?»

Грузоперевозчик из Шадринска Николай Зверев отметил, что реальные поступления от «Платона» (при запланированном ранее тарифе 3,73 руб. за один километр), по его подсчетам, должны составлять 700 млрд рублей в год, а не официально объявленную сумму в размере 40-50 млрд рублей. «Где остальные деньги?»

Кроме того, Николай Зверев, отражая позицию участвовавших во встрече грузоперевозчиков, а это около 20 человек, обратил внимание на непомерно жесткие штрафы со стороны контрольно-надзорных органов, включая представителей «Платона». «Давление на перевозчиков приводит к социальной напряженности».

Один из грузоперевозчиков в своем выступлении отметил, что в качестве одной из главных причин внедрения системы «Платон» назывался значительный вред дорогам, наносимый большегрузами. При этом руководитель Минтранса в разных выступлениях называл, сравнивая легковые автомобили с большегрузами, разные цифры — в 20 тысяч раз грузовик больше воздействует, в 50, 60 тысяч раз… Но разница, по оценке грузоперевозчика, составляет 3,5 раза между легковым автомобилем и большегрузом. При этом расход топлива у грузовиков в четыре раза больше. «Где реальные обоснованные подсчеты?»

Грузоперевозчики отмечали, что сейчас стоимость одного километра для них — порядка 25 рублей. По их оценке, это почти предельная сумма, после превышения которой нужно будет просто закрываться.

«Мы вынуждены минимизировать расходы на ремонт автомобилей, что приводит к их износу, покупать топливо низкого качества, уменьшать время водителей на сон и отдых…»

Получается, говорили перевозчики, через «Платон» идет дело к монополизации рынка грузовых перевозок, убирают мелких и средних предпринимателей. Николай Зверев подчеркнул, что в этой ситуации «мы можем поднять цены на перевозки, что скажется в конечном счете на жизни простых людей. Но мы этого не делаем. Поэтому мы здесь, чтобы обсудить и договориться».

Председатель областной Думы Дмитрий Фролов сказал: «Наша цель — не поругаться, а выйти с конкретными реальными предложениями. Первое и главное — обеспечить финансовую и информационную прозрачность в работе системы «Платон», чтобы каждый рубль был вложен в ремонт или строительство дорожного полотна, причем с высоким качеством. «Платон» несовершенен, но он нам нужен — это средства для ремонта дорог, которых не хватает в бюджете. По отношению к грузоперевозчикам не должно быть двойного налогообложения, и это задача для налоговой службы».

Представитель УФНС по Курганской области Наталья Комарских отметила, что грузоперевозчики освобождаются от транспортного налога на сумму, выплаченную через систему «Платон». Но этой услугой, по ее словам, воспользовались 75 организаций и 27 физических лиц. Хотя число налогоплательщиков, которые могут воспользоваться данной услугой, — 480 в Курганской области. Либо они не информированы, либо есть ещё какие-то причины. В ответ грузоперевозчики привели свои цифры: сумма транспортного налога 40 тысяч рублей в год; а выплаты через «Платон» — 360 тыс. рублей.

Заместитель губернатора, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Александр Константинов предложил зауральским перевозчикам более тесно сотрудничать с промышленными предприятиями региона, расширять сеть региональных заказчиков.

«Сейчас вы сами по себе, хотя и платите налоги в области. Привяжите себя к зауральской промышленности, валовому региональному продукту. Тогда мы будем за вас биться. В свою очередь промышленные предприятия могут освободиться от своих автопарков, получив дополнительные оборотные средства. Это выгодно и промышленникам, и грузоперевозчикам».

Александр Салаутин, представитель ассоциации международных автоперевозчиков, в своем выступлении подчеркнул, что зауральские грузоперевозчики могли бы консолидироваться — тогда легче отстаивать свои интересы. Кроме того, он предложил рассмотреть вопрос, когда не перевозчики, а заказчики осуществляют выплаты через систему «Платон». Такая практика действует в представляемой им ассоциации.

Первая встреча грузоперевозчиков и представителей власти прошла несколько сумбурно. Больше вопросов, чем ответов. Но договорились создать рабочую группу при департаменте промышленности и продолжить обсуждение острых вопросов с целью выработки возможных решений. Кроме того, очевидно, что грузоперевозчики нуждаются в более прозрачной и открытой информации относительно системы «Платон». Пока уровень их недоверия к данной системе достаточно высок.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: