Светлый мир Ивана Сарычева

Погрузиться зрителям в него поможет областной художественный музей

Улыбка не сходила с лица петербургского гостя, фотографа, пока мы смотрели выставку нашего земляка Ивана Семеновича Сарычева… В прошлом году художнику исполнилось бы сто лет, и большая (более восьмидесяти работ!) экспозиция в основном сформирована из коллекции музея наивного искусства в Москве.

Директор этого замечательного музея Владимир Ильич Грознин более всего печется о том, чтобы творчество современных наивных художников было открыто для широкой зрительской аудитории. А живопись нашего земляка — золотой фонд коллекции музея, одна из прекрасных передвижных выставок долгосрочного всероссийского проекта «Новые имена в наивном искусстве России». В Курган выставка прибыла уже из Екатеринбурга, надеемся, что все курганцы успеют ее посмотреть. Большая часть экспонируемых работ — истории из крестьянской жизни.

Искусство ХХ века — сложное по языку, внутренне напряженное, часто агрессивное по содержанию, мало кого утешает — даже из молодой публики. А вот наивная живопись так и манит своей детской чистотой, ясным взглядом на мир, цельным восприятием жизни, есть и в творчестве Пиросмани, и в полотнах Генералича, и в работах таможенника Руссо какая-то основательность и радостное сознание того, что жизнь при всех проблемах все же хороша, что есть в ней красота, есть место для творчества и синее небо, а в нем — солнце и облака.

Деревня Ивана Сарычева — на диво уютное место для жизни. Смотришь на трех подружек, собравшихся возле деревенского дома, любуешься теплом, светом, льющимся из окна в узорных наличниках, и завидными кажутся свежесть их румяных лиц и голубое сияние легкого снега, и таким заманчивым видится этот теплый, светящийся изнутри дом…

«Мы на лодочке катались», «Уральская рябина», «Враги сожгли родную хату» — строчки из старых песен приходят на ум, всплывают из глубины прошедших лет, разворачивается лента памяти людей пожилых; удивление и любопытство блестят в глазах юных гостей вернисажа. Но главное впечатление для меня как для музейщика — светлеют лица. Столько размеренной, неспешной, полной достоинства степенности в крестьянской работе, в праздниках столько удали и размаха, а в лирике — искренности, трогательной теплоты, что отступает куда-то суета и ты вступаешь в этот ритм, в этот мир как в знакомый и близкий.

В нем ловят неводом рыбу, собирают ягоды на солнечной полянке и грибы в летнем лесу, выращивается лен и поют вечерами песни под   «жужжание» прялки. В нем Пушкин едет на прогулку в цилиндре и на белом коне — не иначе! — и жизнь так похожа на добрую сказку со счастливым концом. Это удивительно — ведь художник ничего не придумал, все сюжеты из той самой нашей реальной жизни. А в ней были и война, и тяжелый труд, и невзгоды, но взгляд художника, память мудрого и сильного человека окрасили эту реальность в чистые, яркие краски.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *