Курганцы узнают «Всё о Еве»

IMG_3046=

В областном художественном музее открыта персональная выставка Светланы Немонтовой

В ряду многочисленных даров, поднесенных нашему художественному музею год назад к его 30-летию, десяток работ Светланы Немонтовой из Липцека немножко затерялся. Совсем иначе дело обстоит сегодня, когда в областном художественном музее открыта персональная выставка Немонтовой с названием «Всё о Еве». Хотя это не просто название, а, возможно, концепция всего ее творчества. О Еве – значит, о женщине.

Первое впечатление, которое, кажется, становится окончательным: диковинно, смело, талантливо, неожиданно, наивно, радостно! Это незабываемо даже на фоне величайших Пикассо, Кандинского и Миро, чья объединенная графическая выставка экспонируется в недалеком соседстве с живописными работами Светланы Немонтовой.

IMG_3051=

Кажется, давно прошли времена Анри Руссо и Нико Пиросмани, поразивших когда-то мир своим наивным искусством. Первый из них, прозванный в родной Франции Таможенником, рисовал диковинных и мудрых зверей, второй – на жести и клеенках писал для духанщиков  Тифлиса вывески, которые буквально источали ароматы вина, шашлыков и зелени. Однако и черех сто лет появляются на свет люди с даром художника не по профессии, а по душе. И это всегда – открытие.

Открытием для нас становится и Светлана Немонтова. Хотя новичком в искусстве, пусть и наивном, ее не назовешь. Она постоянная участница всероссийских выставок «Фестнаив», организуемых столичным Музеем наивного искусства.

Именно в Москве Светлана Немонтова узнала о том, что в Курганском художественном музее есть хорошая коллекция наива, и пополнила ее своим даром. Кроме Кургана, работы Немонтовой хранятся в Музее наивного искусства в Москве, а также в музеях Липецка, Оренбурга, Самары, в частных коллекциях. Курганская выставка сформирована из работ, принадлежащих нашему художественному музею и из полотен, специально присланных автором для этой экспозиции.

IMG_3042=

Немножко обидный искусствоведческий термин «примитивное искусство» потихоньку уходит, меняя свое определение на «наивное». И это справедливо. Дело не только в тактичности и нежелании кого-то обидеть, а в том, что определяющей чертой для искусства народных художников, талантливых самоучек является вовсе не примитив в виде незнания перспективы и других живописных законов, а именно наив, детская чистота и простодушие. В своих натюрмортах Немонтова, например, простодушно пытается красками передать и ароматы, и вкус («Запах цветов», «Арбуз»). Еще в одном натюрморте, насладившись его красками и композицией, мы улыбнемся «просторечному» названию — «Чая не будет – чайника нет».

Светлана Немонтова ничего не боится, пишет с большим замахом. Ее «Душевный разговор» — явная аллюзия знаменитой рублевской «Троицы» даже при том, что один из трех собеседников это собака. Впрочем, еще больше живописных перекличек у Немонтовой с ее любимыми Гогеном и Матиссом. Сюжеты, краски, настроение – все радостное, можно сказать, летнее. Правда, из нескольких десятков работ, экспонируемых на выставке, есть и одно «зимнее» полотно. Называется «После бани».

IMG_3036=

В этом портрете, изображающем женщину, вышедшую из бани на зимнюю улицу с ребенком на руках, как и полагается у наивных художников, все точно и подробно: и валенки, и большой клетчатый платок на плечах, и свежесть взгляда матери и дитяти, и куржак, покрывший дома и деревья. Но вот ведь фокус – нам не холодно! В картине столько тепла, что мы понимаем, почему снег бывает не только пушистым, но и теплым.

Наивный человек эта Светлана Немонтова. Она думает, что яркими красками, замысловатыми фигурами, превращением женщины в птицу и наоборот она может нас радовать. А мы, наивные люди, попадаемся на эту «хитрость» и действительно радуемся.

Невозможно не радоваться!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *