Истории настоящего мужчины

Он спас ребёнка, потушил горевшую машину, и не считает это героизмом

Мы познакомились с Владимиром Клементьевым еще в прошлом году. Повод для встречи тогда был самый радостный: Володя только что вернулся из Москвы, с финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

В номинации «Лучший проводник пассажирского вагона» Клементьев вместе со своей напарницей Клавдией Черепановой был удостоен звания «Самая изящная пара». Тогда я и услышал от Володи удивительные слова:

— Главное для проводника — настроить пассажира на добрую волну!

Вообще он всегда с удовольствием рассказывает о своей профессии:

— Мы говорим: проводник — лицо компании. Значит, он должен выглядеть опрятно. Обладать хорошими манерами, культурой поведения, вести себя правильно и профессионально. И, главное, не забывать, что ты работаешь на пассажира, значит, в любую минуту должен прийти ему на помощь.

Для Володи это не пустые слова: верность этому жизненному кредо он доказал на деле.

…Это была обычная поездка. Состав шел в Анапу по графику, никаких ЧП…

— В поездах южного направления всегда много народу. У нас в вагоне было шумно, весело. Люди едут на отдых! Похоже, родители заранее расслабились и перестали контролировать своего ребенка. А он решил поискать место для игр, порезвиться. Тут и случилось непредвиденное… Малыш «путешествовал» с полки на полку, залез на верхнюю «кровать», не удержался, соскользнул вниз и ударился поясницей о фиксатор боковой полки.

Сам Владимир в тот момент был у начальника поезда, однако плохие новости «прибежали» к нему очень быстро.

— Я ринулся обратно сломя голову… Вижу, с пострадавшим ребенком уже работает наша проводница. Мальчик от боли и страха громко кричит. Может, опыта у моей коллеги и было немного, но она чисто по‑матерински очень близко к сердцу приняла эту беду. Утешала мальчишку, как могла. Я начал оперативно обрабатывать рану — очень аккуратно, бережно, как учили меня медики. Потом забинтовал спину. Понимал, что все может быть очень серьезно — не дай Бог, перелом позвоночника! Кроме малыша нам приходилось успокаивать еще и маму. Она была почти в шоковом состоянии.

Разумеется, сообщение о раненом ребенке немедленно отправили на ближайшую станцию. Это оказалась Самара. На перроне попавшего в беду мальчугана уже встречали медики. Володя сопровождал малыша, которого на носилках доставили до машины «Скорой помощи». Врач, осматривавший ребенка, спросил: «У вас, случайно, не медицинское образование?». «Нет, а что?». — «Вы очень профессионально обработали рану и перебинтовали грамотно».

Для взволнованного Владимира это была высшая похвала. А для мальчишки путешествие в конечном итоге закончилось удачно…

Кстати, ему и раньше доводилось оказывать помощь пассажиру: у того начался приступ эпилепсии. Потом Володя признался: «Напугался до ужаса… Но мобилизовался! Воспользовался ложкой, ею прижал язык пассажира, чтобы тот из-за судороги не запал и не перекрыл доступ воздуха». И, как оказалось, спас человеку жизнь…

Кстати, медицинские навыки Клементьев получил непосредственно в резерве проводников. Владимир точно знает, как действовать при ожогах, кровотечении, травмах конечностей…

— Образовательный манекен Гоша у нас никогда не «простаивает» без дела: проводники добросовестно отрабатывают на нем навыки оказания первой помощи пассажиру. Так что заслуга Гоши очевидна! — смеется наш герой.

А совсем недавно Владимир Клементьев вновь отличился. И снова, как говорится, не отходя от работы. Дело в том, что окна его кабинета в резерве проводников выходят на шумную улицу имени Красина (да, улица названа в честь того самого Красина, что некогда был одним из первых наркомов путей сообщения!).

— Место здесь бойкое — рядом вокзал, много различных магазинов, аптек. Поэтому практически в любое время улица «кипит»: постоянно торопятся пешеходы, водители паркуют машины, — рассказывает Владимир.

Сам он смотрит на улицу редко — работы много. Вот и в этот раз его привлек громкий крик кого-то из работников резерва: «Смотрите, машина дымится!». Глянул — а от машины за окном валит густой дым.

— Похоже, из-под капота! А еще у меня было ощущение, что пламя вот-вот выплеснется наружу и машина запылает, как факел. Тогда к ней будет невозможно подойти, — вспоминает Владимир.

Времени на раздумья не было.

— Я схватил огнетушитель и рванул прямиком к машине. Это была старенькая «Ока», которая, видимо, много лет верой и правдой служила людям. Смотрю, к машине уже спешит водитель, вслед за ним бежит его жена. Открываем капот, а там уже вовсю «хозяйничает» пламя. Еще секунда — и будет поздно. Скинули одеяло с мотора, а под ним фольгированная подложка. Она-то и закоротила аккумулятор. Вот здесь и пригодился наш огнетушитель. Вырвал чеку и порошком принялся гасить пламя. Все это произошло в считанные секунды, а мне казалось, что очень долго. Потом хозяин машины на радостях принялся жать мне руки, говорить «спасибо». А я что! Отряхнул с пиджака порошок и побежал обратно в кабинет. Дел много! Кстати, Андрей Николаевич Коларьков, наш коллега, успел заснять на свой сотовый, как спасали «старушку «Оку». Не «Лексус», конечно, но в хозяйстве и такая машина пригодится!

Сейчас Владимир Клементьев работает инструктором поездных бригад пассажирского вагонного депо Челябинск Южно-Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания». Проводит инструктажи, зачитывает факсограммы, знакомит сотрудников со всеми изменениями, организует технические занятия… В общем, наставляет, учит, подсказывает, выезжает на проверки. Такая работа дается ему легко, так как сам прошел все ступеньки карьерной лестницы: проводник, бригадир, начальник поезда…

— Я пришел в резерв проводников еще студентом, во время учебы в Курганском техникуме железнодорожного транспорта. Было это в 2000 году. Потом учился в филиале УрГУПС и в Курганском государственном университете на экономическом факультете. Знания, конечно же, помогают в работе. Ведь мне надо точно понять, как выгоднее и проще организовать работу, учесть тысячи нюансов! — рассказывает наш герой.

Впрочем, он и сегодня регулярно бывает на вокзале. И, если потребуется, всегда помогает проводникам (а это в основном женщины!) справиться с тяжелой работой.

А истории, которые то и дело с ним случаются, помогли Владимиру Клементьеву понять главное: проводник — особый специалист на железной дороге, он — опора и надежда для пассажира! И должен быть готов в любую минуту прийти на помощь человеку.