В комедии по пьесе Лобозерова нашлось место искрометному юмору, песням под баян, танцам с шалью и «мультикам»
«Давно так не смеялись», – делились впечатлениями зрители от прошедшей в Курганском драмтеатре премьеры «Семейный портрет с посторонним». Если выражаться грубым языком шоу-бизнеса, эта постановка московского режиссера Сергея Ускова имеет все шансы стать хитом курганского репертуара.
Незамысловатая по драматургии пьеса Степана Лобозерова уже давно пришлась курганцам по душе – дважды с гастролями ее привозила наша знаменитая землячка Нина Усатова (в антрепризной версии она называлась «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко»).
Но режиссерские находки (а Усков, кстати, не видел спектаклей с Усатовой) заметно видоизменили пьесу, сделали ее в чем-то трогательнее, в чем-то динамичнее, современнее начального варианта. Не забыл автор постановки и о главном назначении комедии – быть уморительно смешной.
Можно долго спорить о правде характеров и событий в пьесе, посвященной деревенской жизни – и проблемы тут всего лишь мелкобытовые, в центре повествования личные неурядицы персонажей, их неспособность понять друг друга. Нет в спектакле и тех масштабных трудностей, которые давно ассоциируются с российским селом. И герои пьесы – наивные, добродушные и доверчивые, порой сверх меры. Но в рамках заданной темы и режиссер, и актеры дарят зрителю максимум игры, фантазии и жизненного оптимизма, так что даже критики разводят руками: «душевно, тепло».
О костылях и именинах мечтает глава семейства Тимофей (Сергей Радьков), вынужденный проводить время в постели с гипсом на сломанной ноге. Уравновешенный деревенский интеллигент, проводящий время за чтением (в перерывах между выпивкой) тоскует по празднику и по жизни деятельной, наполненной радостью. Его деловая и своенравная супруга Катя (Екатерина Горяева) то пилит непутевого мужа, то по-женски жалеет и защищает от нападок ворчливой матушки – «потешной старухи» в исполнении Ларисы Эта.
Режиссер выбрал Ларису на роль «двигателя пьесы», ее комического локомотива, опираясь на чувство самоиронии и великолепное чувство юмора актрисы. Выбор оказался более чем удачным, и это несмотря на то, что Эта младше своего персонажа минимум вдвое. Но в старушку, которая чудит, ворчит и готова «к труду и обороне» от сумасшедших, верится безусловно, публика в нее влюбляется с первых минут, покатываясь от хохота над причудами бабули. Одной меткой фразой снохи Кати обрисован облик старушки: «Ну дак чё, человек на тебя посмотрит, ему дурдом нельзя вспомнить?!».
С не меньшими самоиронией и азартом отдаются своим ролям молодые исполнители – Сергей Жураковский (Михаил), Александр Носырев (Виктор) и Александра Шупарская (Таня). Персонажи спектакля, благодаря невинному обману ставшие сумасшедшими в глазах друг друга, превращают деревенскую избу в настоящий дурдом, где все движется, кружится и приобретает гиперболические черты, обрастая фарсовыми подробностями.
Неожиданными для сельского сюжета оказываются новаторские, кинематографические приемы режиссера – то ожившие мысли Михаила в виде замедленно действующих и говорящих персонажей, то герои, ставшие на время персонажами «мультиков» про противоборство Тома и Джерри, Волка и Зайца, смешно движущиеся за занавесками как в театре теней.
В спектакле играет настоящий баян, от сердца поют и танцуют персонажи – да так волнующе, искренне, что обретают кровь и плоть реальности, присущий милым деревенским нравам колорит.
После спектакля и моря оваций к книге отзывов выстраивается очередь. 10-летний Филипп Журавлев пишет, как ему было смешно и как впечатлила его игра «бабушки». Театрал с большим стажем Лариса Степановна тоже отмечает игру Ларисы Эты, а также необычный способ движения декораций и шумовые моменты, дающие очень красочное и полное представление семейного скандала.
Библиотечный работник Светлана Валерьяновна готова была поспорить с характерами персонажей: «Сама по себе пьеса не очень правдива в том плане, что деревенские люди не такие дурачки, они бы сразу раскусили, что молодой человек, их гость, вовсе не сумасшедший», но не могла не восхититься игре актеров: «играли с куражом, с удовольствием, это, конечно, придавало пьесе особый шарм. И особенно хорош был танцевально-вокальный номер мамы, бабушки и дочки. Вечер прошел не зря».
Теперь вы тоже знаете, куда стоит отправиться за отличным средством от грусти и положительным зарядом энергии.
Фоторепортаж Александра Алпаткина.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости