Она объединила более 150 художников
В областном художественном музее состоялось торжественное открытие Всероссийской выставки акварели, уже четвертой по счету. Проект, ставший традиционным для Кургана, объединил на этот раз 153 художника из 66 регионов РФ. Кроме того, на правах гостей в выставке приняли участие трое авторов из Республики Казахстан и один из Израиля.
Вернисаж был обставлен очень празднично. Музейные залы на несколько часов потеряли свойственную им тишину. Музыка, свет, речи, награждение лауреатов выставки, встречи друзей-акварелистов и поклонников акварели с любимыми художниками – все это отодвигало художественные впечатления не неопределенное время. Иногда было просто невозможно подойти к привлекшему внимание листу.
Может быть, это и хорошо. Придется сходить на выставку еще несколько раз, так как одноразовое «употребление» экспозиции, занимающей почти все залы музея и включающей 400 акварельных произведений, выполненных в самых разных жанрах, стилях и авторских манерах, не позволяет вникнуть в суть вещей и насладиться искусством современной акварели. Тем более, что организаторы проекта обещают в течение работы выставки (до середины января) множество мероприятий, встреч, экскурсий. Завершится все «круглым столом» по проблемам современной акварели.
За час до вернисажа состоялась пресс-конференция для журналистов. На вопрос корреспондента «КиК», чем IV Всероссийская отличается от трех предыдущих выставок, сказано, что в условия отбора произведений были внесены изменения. Если раньше рассматривались чисто акварельные работы, то нынешний выставком под руководством народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Муравьева допускал наличие в работах и других техник и приемов. Таким образом расширяется диапазон творческих возможностей.
Кто-то считает такое решение выставкома ошибкой, другие согласны на компромисс и эксперимент. Впрочем, вторжение иных материалов в акварельную технику оказалось не слишком активным и навязчивым. Пожалуй, рядовым зрителям оно и не будет заметным.
Конечно, вспомнили историю так и не открытого пока в Кургане музея акварели. А ведь в 1988-м году было почти все готово для этого и, главное, усилиями тогда еще не народного художника Германа Травникова и сотрудников художественного музея при поддержке Министерства культуры СССР была собрана большая коллекция современной акварели, около 1500 листов. Она и сейчас хранится в художественном музее, описана искусствоведами, составлен ее каталог. Вот и частичный ответ на вопрос, почему Всероссийская выставка проводится в Кургане. Статус нашей выставки почему-то волнует многих. По этому поводу члены выставкома, заведующий кафедрой Московского художественно-промышленного университета им. Строганова Александр Стасюк и заслуженный художник РФ, секретарь правления Союза художников РФ Игорь Новик сказали, что акварель любима в России, локальные выставки проводятся часто, международные – в Москве, Петербурге и Петрозаводске, а вот Всероссийская здесь, в Кургане.
Так или иначе, но Курган вновь более чем на три месяца превратился в акварельную столицу России, и это прекрасно.
После беглого осмотра (повторюсь: надо смотреть еще) порадовали наши художники – Эдуард Алексеев, Ирина Аросланова, Герман Травников, Валерий Хорошаев, Андрей Ваньков и Андрей Садов. Из «чужих» пока запомнились Игорь Санин (Омск), Александр Каштанов (Петрозаводск), Виктор Суздальцев из Уфы и особенно Ирина Воронова (Кемерово) с триптихами «Основы изобретательства» и «Славянский календарь», заслуженный художник РФ Михаил Гардубей (Тюмень) с его «Европой», а также Владимир Маяковский с листами «Встреча» и «Прогулка». Не думайте, что автор текста начудил с Маяковским: тезка великого советского поэта живет в Иваново, и некоторая великанская мощь роднит их творчество.
Искусство акварели живет. Да еще как живет! Всероссийская выставка в Кургане – прямое доказательство этому.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости