Пианист Олег Полянский представил публике яркую и выразительную трактовку гениального цикла Мусоргского
Темпераментный, открытый, харизматичный музыкант Олег Полянский (Германия) кажется просто создан для романтического репертуара. Его Шуберт заполнил зал звучанием жемчужных пассажей, всплесками страстных мелодических монологов и грациозными танцевальными ритмами. Волны эмоций набегали одна за другой, окрашивая переливами печали и радости пространства зала.
… В начале концерта артист представил публике яркую и выразительную, пусть и в русле классической традиции, трактовку великолепного, гениального цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Наш великий соотечественник практически не только открыл новый жанр в программной музыке, его «путешествие» по художественной выставке, раздвигая привычные границы музыки, в чем-то парадоксально предвосхитило рождение абстрактного искусства Василия Кандинского, ослепительно соединив живопись и музыку, «рацио и эмоцио», индивидуальное переживание и его озвученное воплощение.
«Новый романтизм» Мусоргского поражает немыслимой пластичностью и чувственной осязаемостью музыкальных образов – уже гораздо более эмоционально насыщенных, нежели собственно произведения художника Гартмана, чья выставка возбудила воображение композитора и послужила основой для создания цикла. Изумительно переменчивая «Прогулка» то спокойная, уравновешенно-позитивная, то под впечатлением увиденного задумчивая и лиричная, то полная обновления и бодрости, связывает воедино самоценные, абсолютно независимо друг от друга прекрасные пьесы. Остро характерная, диссонирующая, угловатая картинка «Гном» ничем не напоминает завораживающий ритм и мягкое, «струнное» звучание дивной мелодии «Старого замка». Напомним публике, что Олег Полянский несколько лет обучался одновременно игре на виолончели и на фортепиано. Отсюда его особое ощущение звука – ведь рояль тоже некоторым образом струнный инструмент…
«Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок» — яркие колоритные жанровые сцены, полные света, движения, очарования жизни. Тяжеловесно и мощно разворачивается действие пьесы «Быдло», словно у нас на глазах оживает и вырастает из жанровой в эпическую сцену движение повозки, запряженной волами, как некоего символа бесконечной дороги, бесконечного драматического пути…
Таинственное приглушенное и почти мистическое звучание рояля в пьесе «Катакомбы» сменяется размашистым лихим полетом Бабы-Яги в «Избушке на курьих ножках» и завершается цикл монументальным колокольным перезвоном, могучими аккордами пьесы «Богатырские ворота». Впечатление, вдохновляющее оптимизмом и полнокровностью исполнения.
Второе отделение концерта открылось ми-мажорной сонатой Бетховена как настоящего представителя венской классической школы и предтечи европейского романтизма. На смену бурному и стремительному финалу бетховенской сонаты явились мелодика, речитатив и светотени Франца Шуберта, одного из самых классических романтиков Европы, внутренне близкого музыканту. В завершение программы пианист исполнил шесть этюдов-картин Сергея Рахманинова, эмоционально-взрывчатых, создающих атмосферу преодоления хаоса, напоминающих вечную формулу «через тернии к звездам».
В исполнительской манере Олега Полянского органично сплавлены российская и европейская исполнительская традиция.
…Можно испугаться, а можно и позавидовать насыщенному гастрольному графику музыканта Олега Полянского: Европа, Япония, США, Украина, Россия – по 18-20 концертов в течение месяца – со всеми перелетами и переездами. От него прямо-таки веет ветром дальних странствий и энергией постоянно концертирующего пианиста, играющего и соло, и в ансамбле – бесценная практика для исполнителя, — и с оркестром.
Радостно, что в «дорожной карте» такого музыканта есть остановка и в нашем городе…
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости