«Курган – это где?!»

на-пикнике

Заметки с международного фестиваля детских театров в сербском городке Суботица

Уже в 22-й раз в небольшом, но очень красивом сербском городке Суботица состоялся международный фестиваль детских театров. 15 стран-участниц, 19 спектаклей, которые шли на трёх сценах. Открытая сцена с большим количеством концертных и игровых программ на площади города. Выставки, конференции, презентации книг, даже поездки на пикник, на живописное озеро Палич не исчерпывают программу фестиваля.

Здесь, в Суботице, давно ждут курганских кукольников из «Гулливера» со спектаклем «Каприч’ио…». Ждали, когда спектакль был в рабочем состоянии, ждали, когда его реанимировали после ухода артистов-исполнителей главных ролей из «Гулливера». Но особенно ждали этой весной, когда восстановленный и облегчённый спектакль уже мог стать не просто участником фестиваля, а реальным претендентом на очередной Гран-при. «Претендент» — это не фигура речи, это объективная оценка: равных нашему спектаклю было не много, хотя уровень фестиваля был довольно высоким.

Уровень фестиваля – это качество спектаклей, разнообразие репертуарной афиши с точки зрения географии. На фестивале были представлены Германия, Греция, Венгрия, Словения, Россия, Индия, Черногория, Хорватия, Румыния, Мексика, Италия, Норвегия, Польша, Япония. Россия была представлена тремя театрами кукол – из Самары, Нового Уренгоя и Ульяновска. Театр кукол из Ульяновска в конкурсной программе не участвовал, хотя среди россиян у них был наиболее крепкий спектакль и в плане режиссуры, и в плане художественного решения. За него не было стыдно.

Посмотреть, как работают твои коллеги, всегда полезно. Всегда интересно наблюдать за тем, как к фестивалю относятся горожане и власти города, как относятся к гостям города, участникам фестиваля местные люди. Суботица меня не разочаровала: в течение всей недели нам приветливо улыбались, объяснялись в любви к России и русским людям.

А участники фестиваля из других стран с радостью реагировали, когда слышали название нашего театра и фестиваля — приятное доказательство того, что нас знают: и театр и фестиваль. Правда, за этим всегда следовал вопрос: «А Курган – это далеко? Где это?».

В день приезда по пути из аэропорта мы заехали за группой японских кукольников, которые прилетели на день раньше и ночевали в Белграде. Они были участниками нашего фестиваля в 2014 году, с теплотой отзывались о Кургане. Потом мы встречались с ними в Екатеринбурге и они с радостью при встрече бросились обнимать меня с криками: «Таня! Таня!». Так произошло и во время нашей встречи в Сербии. А вечером ко мне подошёл артист из Самары и спросил:

— А правда, что эти японцы из Кургана?

Я удивилась: — Почему ты так решил? Они из Токио.

— Я спросил у них — откуда вы? Они ответили: «Раша, Курган!».

Было приятно, что так полюбили японские коллеги наш город, запомнили его: и потому что организация фестиваля была хорошая, атмосфера — дружелюбная, и потому что наш фестиваль стал стартовой площадкой для их дальнейшего творческого развития.

Возможно, для кого-то Суботица станет таким городом, таким фестивалем. Небольшой, но очень уютный город. Городская мэрия находится в центре, в старинном здании бывшей ратуши. Здание достраивалось, перестраивалось в течение веков и является на сегодня одним из самых интересных архитектурных сооружений города.

Во второй день фестиваля мы с болгарским писателем Панчо Панчевым в очередной раз любовались красивыми балконами здания, витражами… Вдруг Панчо спросил:

— Хочешь посмотреть, как там внутри?

Сочтя вопрос риторическим, я без всякого энтузиазма ответила: «Любопытно было бы…».

Через пять минут мы сидели в кабинете заместителя мэра, нам предлагали чай, кофе, на что мы ответили отказом и Панчо предложил свой вариант – клубнику, которую надо было помыть.

Какой-то молодой человек забрал клубнику, ушёл, а нас Любен (заместитель мэра) повёл на экскурсию по мэрии. Демонстрировал витражи, зал заседаний с потрясающей акустикой, где иногда проходят певческие мероприятия. Мы любовались печками, выложенными изразцами, а я даже сфотографировалась в кресле первого мэра Суботицы. Не было там никакой особой роскоши, но всё было добротно, с любовью сделано руками мастеров – резьба, нехитрые орнаменты, фигурные спинки кресел… Я ходила, смотрела на всё это и думала: в Кургане в мэрию меня бы так просто не пустили.

Когда мы вернулись с импровизированной экскурсии, на столе стояла вымытая, даже без хвостиков клубника и чашки для кофе. Любен сел за компьютер, чтобы понять – где находится Курган. На карте были Екатеринбург, Челябинск, Омск, я угадывала очертания Курганской области и тыкала пальцем в монитор, пытаясь обозначить точку на карте с названием: «Курган». Это совершенно случайное, слегка авантюрное событие вызвало во мне бурю эмоций.

Поздними вечерами, по окончании фестивального дня, я включала телевизор, щёлкала каналами и приходила в восторг от осознания того, что огромная часть в программах сербского телевидения – передачи (не новостные сюжеты, хотя и они имели место) о детях! Дети на экране ТВ пели народные песни, танцевали народные танцы, учились чему-то на мастер-классах, посещали выставки и какие-то экскурсии, рассказывали о своих делах… Дети были основной темой в эфире сербских каналов. Это вызывало восторг в душе и некоторую зависть. «Гулливеру», детскому театру – 72 года, всё это время основная его деятельность – воспитание детей с помощью искусства, но я ни разу не видела, чтобы с экрана ТВ что-то говорили дети-зрители.

Прекрасный фестиваль, много интересных спектаклей, но до сих пор не отпускает сожаление о том, что Россию представляли те театры, у которых нашлись деньги, а показать им было, собственно, нечего. Было безумно жаль, что среди театров Европы российские выглядели довольно серо, порой беспомощно и жалко. Конечно, я думала с сожалением о том, что «Гулливер» не нашёл денег на поездку (я ездила в качестве гостя фестиваля и оплачивала поездку из своего кармана), видимо, не нашли таких денег и другие, с достойными спектаклями театры, а в итоге… Думаю, что имидж страны, города — это всё же дело и забота не одного лишь театра, но и города, и страны… Конечно, зачастую поездка на фестиваль со стороны расценивается как развлечение и удовольствие. Удовольствие – да, развлечение – нет. На артистов в момент показа спектакля ложится огромная ответственность – по нашим спектаклям судят о нашей стране, о наших руководителях, о наших приоритетах. Стыдно, когда эти приоритеты не имеют ничего общего с культурным пространством.

Фестивальные фанфары пропели в последний раз, жюри раздало награды. Участники обменивались поздравлениями и адресами, организаторы вместе с президентом фестиваля Слободаном Марковичем завершали недельный театральный марафон, обходя с добрым словом столики гостей. Музыканты без перерыва играли популярные произведения, среди которых большую часть занимали красивые русские мелодии. Любят в Сербии Россию… По-прежнему ждут русские театры на фестивале…

Татьяна Андреева, заведующая литературной частью театра «Гулливер».

Фото автора.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *