В Кургане обнаружена историческая контрабанда

IMG_5268

Запрещенные некогда факты пробрались в современность под прикрытием искусства

Валерий Алексеев, преподаватель исторического факультета КГУ, сотрудник университетской библиотеки не мог поверить своим глазам: под старенькими  репродукциями русских и зарубежных художников он случайно обнаружил редчайшие советские плакаты 30-40 годов. Оказаться здесь, в 21 веке, они просто не имели права. Такие агитационные листки подлежали тотальному уничтожению еще лет 60 назад.

IMG_5246-copy

—  Чтобы история не воспринималась противоречивой, подобную схему борьбы с ней практиковали регулярно, — говорит Валерий Алексеев. — Скажем, вышел товарищ Берия из доверия, так тут же ко всем подписчикам Большой Советской энциклопедии полетели почтовые конверты. В них – специально созданная словарная статья, которая должна была заменить текст, посвященный Лаврентию Павловичу (страницы о нем держателям БСЭ настоятельно рекомендовалось выстричь). Хотя такие методы и борьбой-то не назовешь, скорее, полная аннигиляция (уничтожение – прим. авт) прошлого. По идее, найденные нами плакаты с изображением Сталина тоже подлежали ликвидации: любые материалы,  пропагандирующие культ личности вождя, после XX съезда КПСС должны были исчезнуть из Советского Союза.

Но прагматика взяла свое! Разве могли бережливые педагоги или сотрудники библиотек вот так запросто расстаться с отличнейшего качества – большими и плотными — картонными листами? Применение нашлось им мгновенно: плакаты спрятали под репродукциями художников (Шишкин, Суриков, Серов)  и все – нет больше товарища Сталина. Какие могут быть претензии?!

IMG_5279

Давно забытые, преданные забвению идеологические раритеты неожиданно обнаружили себя в конце 2014 года. К тому времени в Кургане только-только начала  обживаться новая библиотека КГУ, материалы для нее искали, в том числе, в давних университетских фондах. Коробки с редчайшим для нашего региона наследием когда-то в начале пятидесятых переехали в областную столицу вместе с частью преподавателей из Шадринского учительского института (ныне государственного педагогического университета). Последние десятилетия они пылились в кладовых прежней библиотеки, уступив место электронным дубликатам.

— Мы спокойно доставали печатные копии картин и даже не думали смотреть, на что же они наклеены, — продолжает мой собеседник. – Но ради любопытства я решил все же очистить несколько основ и ахнул.

IMG_5235

Под великими произведениями мировой классики скромно ждали своего часа работы мастеров ИЗОГИЗа (это 1930 год), — «издательства массовой коммунистической пропаганды», главным идейным оружием которого считалось изобразительное искусство. Это агитационные плакаты, которые очень просто, емко и наглядно демонстрировали «убожество» царской России, и воспевали блага жизни в СССР.

Вот они, понурые дети на сухом «завтраке» (даже это слово было взято в кавычки) в царской школе, и, в противовес, счастливые, щекастые — с горячей едой в школах страны советов.

IMG_5272

Или инфографика о росте просвещения на селе. «Скромные» шесть миллионов школьников в начале 20-го века (в мрачной одежде за темными партами), практически вдвое больше – уже к 1935 году (при белых рубашках и светлой мебели).

Из другой стопки музейных реликвий Валерий Алексеев достает плакат, с которого, собственно, и начался культ личности Сталина: социалистическая Родина приветствовала своего вождя и поздравляла с 50-летием со дня рождения.

IMG_5301

«Не случайно товарищу Сталину несутся горячие приветствия со всех концов огромного многонационального Советского Союза: от холодной и малолюдной Арктики до солнечной и многонаселенной Грузии, от наших западных границ до восточной оконечности. Многомиллионный народ Советского Союза свои силы, свою мощь, свои победы воплощает в лице товарища Сталина».

IMG_5312

Вместе с этими агитлистами сохранились полотна и более поздних периодов: на них планы пятилеток, наглядные пособия по восстановлению хозяйства и страны в послевоенные годы. Некоторые, видимо для особой прочности, оказались укреплены газетными вырезками. Здесь цитаты «Правды» и «Челябинского рабочего» (издания датируются 1939-1941 годами). «Одна идеология подпирается другой», — замечает мой собеседник.

IMG_5276

Тут же ведет нас к другому случайно найденному достоянию: работам художников «Боевого карандаша». Творческое объединение было создано зимой 1939 года в Ленинграде, огромную популярность приобрело в годы Великой Отечественной войны. Небольшие по размеру, яркие, образные листы призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, славили подвиги героев фронта, поднимали боевой настрой. В то время плакаты печатали литографским способом, при перебоях в электроснабжении — на том же станке — вручную. Лучшие из работ увеличивали до больших агитационных панно и устанавливали на улицах блокадного Ленинграда.

IMG_5314

В «Карандаше» работали выдающиеся графики и живописцы Северной столицы, они не боялись миксовать плакатный и лубочные стили, их тексты (обычно стихотворные) отличала лаконичность, острота, игровой характер. После войны плакаты кричали о проблемах внешней политики, говорили об охране окружающей среды, поднимали дух советских граждан и корили за некоторые человеческие слабости.

— Самая крупная подборка выпусков «Боевого карандаша» хранится в музее истории Петербурга, коллекция насчитывает две тысячи экземпляров. Фонды нашей библиотеки пополнили сразу 80 работ разных художников, — добавляет Валерий Алексеев. – Несколько из найденных плакатов мы показали в прошлом году на небольшой университетской выставке. После ее закрытия раритеты убирать не стали: полотна находятся в свободном доступе, студенты с ними знакомятся на экскурсиях.

IMG_5255

В библиотеке же мечтают о крупном выставочном проекте: скромной, камерной экспозиции таким постерам, конечно же, недостаточно. Как показала жизнь, историю запретить нельзя. Её нужно знать. А в нашем случае – видеть.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *