В Екатеринбурге прошёл 10-й фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays»

Женитьба фото Козлачковой=

Чтобы он состоялся, понадобилось чудо, и оно произошло!

Июнь для уральских театралов – святое время, время поклонения Богу театра. «Славное язычество» – это растущая с каждым годом народная любовь к творчеству легендарного уральского драматурга и режиссера Николая Коляды, возглавляемым им «Коляда-театру» и Центру современной драматургии, к творениям его талантливых учеников и главному театральному событию лета с удивительно теплой, душевной атмосферой – фестивалю «Коляда-Plays».

Этот год стал для фестиваля юбилейным, десятым. Повод с широким размахом отметить праздник театра и современной драматургии, казалось бы, самый весомый. Но именно в этом году фестиваль накрыли финансовые проблемы, и наш любимый всенародный «папа» Николай Владимирович загрустил – собственных средств, которые он щедрой рукой вкладывает в свое бесценное детище, и средств уральских властей на оплату приезда театров-участников явно не хватало. Не очень помогла и акция со сбором средств на сайте.

И уже Коляда сгоряча объявил, что фестиваль пройдет в последний раз, и расстроенные поклонники театрального волшебства длиной в 11 дней срочно скупали билеты, чтобы успеть напоследок прикоснуться к чуду. И чудо, действительно, случилось, так как не могло оно не случиться в епархии доброго волшебника Коляды.

Спасибо, Вася!

В одном из старых интервью Николай Владимирович как-то рассказывал о магии, которая всегда помогает ему держаться на плаву: «Я оптимист и всегда верил в то, что наступит прогалинка, придет человек и все станет хорошо. Примерно шесть лет назад мы не могли собрать средства на фестиваль «Коляда-Plays». Я написал об этом в Интернете, и вскоре пришел «дядя» и вывалил на стол из пакета крупную сумму денег».

И снова Коляде повезло с «добрым дядей».

– Я попросил Василия Сигарева, моего ученика (режиссер фильмов «Жить», «Страна ОЗ», сценарист, драматург – прим. авт.) записать видео, – рассказал на открытии фестиваля Николай Коляда. – Он ответил: «Это не поможет». А потом дал мне телефон Андрея Молчанова, генерального директора группы компаний «ЛСР. Недвижимость». И на счет театра мы получили от него полтора миллиона рублей, а три миллиона рублей от губернатора. Я пишу смску: «Вася, спасибо тебе, дорогой!». Он отвечает: «Это была моя благодарность». Я заплакал. У нас с ним были разные времена, мы и  ссорились порой, но когда от учеников получаешь благодарность в виде конкретной помощи, то хочется рыдать.

Коляда фото Кошкаровой=

А пять дней назад ко мне пришел Павел Владимирович Креков, министр культуры Свердловской области: «Ну что, в последний раз? Значит, если вы не будете проводить фестиваль, я буду его проводить! Вы будете свадебным генералом, а я президентом!». Я ответил: «Прекрасно! Как говорит король Лир в моем исполнении: «Ярмо забот мы с наших дряхлых плеч хотим переложить на молодые и доплестись до гроба налегке». На следующий год Павел Владимирович будет финансами заниматься.

Министр культуры вполне в духе Коляды парировал, что готов быть в его театре хоть вахтером, хоть актером. А в разговоре со мной признался, что с детства мечтал сыграть Жана Вальжана («Отверженные»), правда, без надежды, что его мечта когда-нибудь сбудется. В театре министр – частый гость, он в прошлом имел к искусству непосредственное отношение – работал театральным педагогом.

На пьедестале зрительского обожания

В этом году на фестивале на 10 площадках в основной программе было показано 30 спектаклей из 22 городов России и зарубежья. Свои постановки по пьесам уральских драматургов привезли Пермь, Москва, Саратов, Астрахань, Тюмень, Курск, Уфа, Нижний Тагил, Казань, Польша… Спектакли игрались на русском, марийском, башкирском и польском языках. Синхронный перевод на русский польского спектакля «Женитьба» озвучивал сам Николай Коляда – он этот спектакль полякам поставил, он и переводил к радости зрителей, любящих добрый юмор и крепкое и меткое словцо от «солнца русской драматургии».

Помимо основной конкурсной программы офф-программа также предоставляла огромный выбор спектаклей-жемчужин из репертуара «Коляда-театра» и Центра современной драматургии (с творчеством последнего курганцы познакомились на фестивале «Параллели»). Гости фестиваля традиционно брали штурмом небольшие уютные залы «колядовцев», сидели на полу в ЦСД, висели на балконах и люстрах в «Коляда-театре»… И я не упустила возможность прикоснуться к шедеврам любимого театра, конкуренцию которому, признаться честно, редко можно увидеть в лице других участников фестиваля. Гостеприимные хозяева «Коляда-Plays», тем не менее, всегда рады, когда кто-то подвигает их на этом пьедестале зрительского обожания.

А обожание порой выходит за все пределы возможного: в столицу Урала в этом году приехало несметное количество москвичей – все как один поклонники «Коляда-театра». Говорят, гастроли нашего уральского чуда проходят в Москве с неизменной ажитацией театральной публики – зрители ликуют, несут охапки цветов, пироги, подарки, экзальтированно признаются в любви уральскому коллективу.

Не довольствуясь январскими гастролями театра, москвичи стали сами наезжать на родину своих фаворитов. Приехали не только девушки (как правило, влюбленные в харизматичных актеров), но и дамы постарше, мужчины, семейные пары…

– Коляда – наше солнце! Праздник, который он устроил – это так здорово! Я впервые приехала на фестиваль и меня здесь поразила атмосфера душевности, семьи, все мне за это время стали как родные, – искренне радовалась зрительница Аня Иванова (Москва). – Когда «Коляда-театр» в Москву приезжает, для нас начинаются две недели космического счастья. Очень тяжело после этого ходить по московским театрам, потому что все уже не то, хочется снова этого праздника. На фестивале я 34 спектакля посетила. Но лучше «Коляда-театра» и ЦСД нет ничего! Я и в Москве была на их гастролях, и в Питере, и в Костроме, и в Екатеринбург специально на их спектакли ездила.

Постоянный участник фестиваля «Коляда-Plays», москвич Игорь Занегин тоже относит себя к театральным москвофобам, предпочитая походу в московские театры регулярные наезды в столицу Урала.

Отчасти благодаря и моему скромному подвижничеству среди зрителей возросло количество курганцев. Сама я за время фестиваля посетила 31 спектакль, четыре читки, четыре концерта, один кинопоказ, две выставки, а еще по вечерам были традиционные актерские клубы – островки неформального общения. И Ночь музыки, в которую совсем не удалось поспать, зато рассвет мы с друзьями встречали под пение дуэта Алексея Кортнева и Вадима Самойлова.

По три-четыре спектакля в день – тот еще марафон! К концу фестиваля я валилась с ног от усталости, но набранных впечатлений, эмоций, открытий, уверена, хватит на год вперед.

К сожалению, объять необъятное не дано никому – спектакли шли одновременно на разных площадках. Вот спектакль-победитель я так и не увидела – а Гран-при взял Нижнетагильский драматический театр имени Д. Мамина-Сибиряка за спектакль по пьесе Олега Богаева (по мотивам произведений Д. Мамина-Сибиряка) «Дикое счастье».

Но и другие театры дарили радость открытий и экспериментов не меньшую, чем официальные победители.

Люди, птицы, эльфы

Праздник начался с традиционного уличного представления с ходулистами и куклами от пермского театра «Туки-Луки». Их «Люди и птицы» – история незатейливая, но очень трогательная – о любви, которая отпускает на волю, не держит в клетке, о полете свободной души и яркой фантазии.

DSCN2557=

Пермяки представили еще и спектакль «Маленькие трагедии». Пушкин, конечно, к современной драматургии отношения не имеет, но в постановке ученицы Коляды Натальи Белочицкой обретает живое дыхание, вечные страсти с участием людей и кукол бушуют на сцене, пир во время чумы в этом мире, кажется, никогда не закончится, любовь и ненависть будут противостоять друг другу во все века.

Николай Коляда очень сетовал, что не смог оплатить приезд театра «Современник», где Марина Брусникина недавно поставила спектакль «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» по пьесе «Фронтовичка» ученицы Коляды Анны Батуриной. Зато в Екатеринбург приехал Российский академический молодежный театр из Москвы со спектаклем «Кот стыда» в постановке той же Брусникиной по трем пьесам уральских девушек-драматургов и со знаменитой Нелли Уваровой (та, что из сериала «Не родись красивой») в одной из ролей.

Объединенные одной темой – дочерей и матерей (включая бабушек) – пьесы тронули души своих современниц и современников, собрали на фестивале неслабый аншлаг. Так как сама я в это время наслаждалась другой постановкой, знакомые рассказали, что публика в случае с РАМТ поделилась на два лагеря – один были в восторге от первого акта, вторые голосовали за второе действие. Единодушного принятия спектакля в целом, кажется, не наблюдалось.

Сам же Коляда не делил участников своего фестиваля на звезд и провинциалов: «Для меня так же дорог Российский академический молодежный театр из Москвы, знаменитый во всем мире, как и театр из Березников. Там тоже люди, которые любят театр, им живут. У них другие возможности, средства, они не так известны, не засветились нигде. Но они не виноваты, что так сложилась судьба. Мне нравятся все, кого я выбрал в эту программу!».

Кстати, после открытия на «Коляда-Plays» когда-то никому неизвестный театр из Кудымкара произвел фурор на гастролях в Москве.

Еще одни московские участники этого фестиваля – студенческий театр Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» – собрали самый большой урожай цветов на спектакле «Как я стал…» по пьесе Ярославы Пулинович. Это так родные и друзья поддержали режиссера Юлю Макарову.

– Я училась у Николая Коляды, сама из Екатеринбурга родом, обожаю уральскую драматургию, – рассказала мне Юлия. – Так получилось, что пришлось уехать в Москву, поступила туда учиться. От дикой тоски по Уралу мы поставили спектакль «Конец света» по трем пьесам Васьковской («Март», «Русская смерть», «Уроки сердца»). На фестивале «Апарт» в Питере взяли Гран-при.

А спектакль по Пулинович вырос из самостоятельного отрывка, в котором я играла мать героини. Наши педагоги решили из отрывка сделать спектакль. Но у меня свое видение на колядовскую, на уральскую школу, и оно разнится с видением моих педагогов. Поэтому я попросила, чтобы дали поставить мне самой. Когда мы его выпустили в марте, заявок на «Коляда-Плэйс» уже не принимали. Но по блату нам разрешили (смеется). Мы сами собирали средства на поездку, играли в баре, на спектаклях выставляли баночку «Помогите!», живем сейчас у меня дома всей толпой. И этот спектакль – наша маленькая гордость. Особенно дорого, что играли мы его в бывшем здании «Коляда-театра» (ныне ЦСД). Именно эту сцену я мыла когда-то, сюда я пришла работать уборщицей. Работала здесь и сторожем, кем угодно, лишь бы быть рядом именно с «Коляда-театром». Мне другой театр не нужен! И вот на четвертом курсе я сюда возвращаюсь и привожу свой спектакль – это фантастика! Это круче чем родить ребенка!

История любви, доверия и предательства, сыгранная студентами (и эльфами в качестве сквозных персонажей) страстно, по-молодому сверхэнергично, не без ярких комических виражей, вызвала и хохот в зале, и слезы в финале.

Мы обязательно расскажем об остальных героях этого фестиваля и сюрпризах для курганских театралов.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: