Новые способы обмана курганцев

769

Мошенники придумывают новые схемы для снятия чужих денег с банковских карт

К сожалению, преступная мысль не стоит на месте. Злоумышленники постоянно находят новые пути обмана простых людей с целью легкого обогащения. О свежих преступных схемах «бесконтактного воровства», когда люди всего лишь разговаривают с преступником по телефону, а потом лишаются всех сбережений с банковских карт, нам рассказал начальник отдела по расследованию мошенничеств, совершенных посредством сотовой связи, СУ УМВД России по г. Кургану Роман Макаров.

Одна из последних придуманных преступниками схем выглядит таким образом. Злоумышленник, представившись сотрудником одного из российских банков, звонит или присылает смс-сообщение о том, что в банковской системе произошел сбой, в результате которого все базы данных оказались уничтожены. Чтобы их восстановить, необходимо собрать личные данные владельцев банковских карт, а именно паспортные данные и номер самой карты.

Узнав от человека необходимую информацию, преступник звонит в службу технической поддержки банка, представляется именем человека, чьи данные он только что незаконным путем заполучил, и просит оформить услугу «Мобильный банк» на новый номер телефона (разумеется, свой). Оператор контакт-центра спрашивает реквизиты банковской карты и кодовое слово, на что злоумышленник отвечает, что это слово он давно забыл. Тогда оператор просит назвать номер мобильного телефона, к которому привязана карта на данный момент. Злоумышленник эту просьбу также игнорирует. Затем оператор спрашивает паспортные данные для установления личности человека, а их преступник уже заполучил ранее. В результате он подключает мобильный банк на свой номер и спокойно распоряжается деньгами с лицевого счета жертвы.

Отличие этой мошеннической схемы от предыдущих в том, что у пострадавших не просят ни пин-код, ни CVC2/CVV2 код (3 или 4 цифры, которые написаны на обороте карты) и не спрашивают никаких цифр, полученных в виде смс-сообщения. Людям кажется, что без этой информации другому человеку нельзя получить доступ к их лицевому счету, но это не так.

Макаров=

По аналогичной схеме – с помощью номера карты и паспортных данных – мошенники могут получить доступ к лицевому счету человека с помощью специальной программы для осуществления интернет-банкинга.

Также сегодня широкое распространение получила еще одна мошенническая схема — с использованием информации, размещенной на сайтах частных объявлений. Например, человек выкладывает объявление о продаже автомобиля. Ему звонит злоумышленник, заявляет о желании купить эту машину и просит номер банковской карты, чтобы перечислить аванс (или даже всю сумму). Затем он уточняет, что так как он покупает автомобиль как юридическое лицо, ему «для системы безналичных платежей» нужны цифры, которые сейчас придут продавцу товара в виде смс. Естественно, в дальнейшем оказывается, что с помощью этих цифр он перевел деньги с карты пострадавшего на свой счет.

Мошенник может также притвориться продавцом какого-то дорогостоящего товара и потребовать у потенциального покупателя задаток. Тут схема еще проще – вместе с полученными в качестве залога деньгами преступник пропадает. Причем некоторые мошенники якобы для подтверждения своих честных намерений сами предлагали прислать в электронном виде копию своего паспорта и фотографию банковской карты. Но верить таким  уловкам нельзя, потому что и копию паспорта, и внешний вид карты сегодня легко подделать.

Банальные схемы тоже продолжают использовать, хоть и реже. По-прежнему мошенники звонят людям с сообщением о том, что их сын или дочь попали в аварию или сбили человека и теперь на решение этой проблемы нужны большие деньги. Время от времени возникают и звонки якобы от организаторов конкурсов или лотерей, в которых случайный гражданин тоже оказывается победителем, хотя никогда нигде не участвовал. Но многие люди уже в курсе того, что по таким сценариям действуют мошенники, поэтому пострадавших в этих случаях меньше.

Как сообщил Роман Макаров, всего за 6 месяцев 2016 года в УМВД России по г. Кургану закончено 18 уголовных дел на 163 преступных эпизода, привлекли к ответственности 24 человека. За аналогичный период прошлого года было закончено 7 уголовных дел на 60 преступных эпизодов, привлечено к ответственности 10 человек. Сегодня на каждое уголовное дело приходится в среднем по 7-8 преступных фактов, а некоторые мошенники успевают обмануть по 20-30 человек, прежде чем попадутся в руки правосудия.

Что характерно, сильно изменился портрет типичного преступника. Раньше мошенниками  почти всегда были ранее судимые мужчины средних лет. Сейчас среди осужденных по ст. 159 УК РФ большой процент не судимых девушек и молодых женщин. Причем именно в этой среде активно действует принцип преемственности – в большинстве они узнали о таких преступных схемах от сидевших друзей, родственников, знакомых, и решили сами воспользоваться легким способом добычи денег.

Мошенники также изрядно помолодели – так, из тех, кого осудили в этом году, два человека были 1994 года рождения, а один – 1996. Роман Макаров констатировал, что фактически сегодня мошенником может стать практически любой человек, который хорошо знаком с возможностями сотовых телефонов и предоставляемыми банками  услугами дистанционного управления личными счетами.

В среднем ущерб на один преступный эпизод оценивается от 5 до 200 тысяч рублей. При этом если преступники узнают, что у человека на карте мало денег – меньше 5000 рублей, а времени на объяснения надо потратить много (например, пенсионеру), то они зачастую отказываются от своих преступных намерений.

И, кстати, часто неграмотность человека в использовании мобильного телефона и банковской карты спасает его от преступников, потому что потенциальная жертва просто не понимает, какие кнопки нажимать и какие цифры преступникам нужны. Зато образованные, молодые, активные и обеспеченные люди, регулярно пользующиеся мобильным и интернет-банкингом, легко становятся жертвами мошенников.

Как обезопасить себя от мошеннических действий? Запомните сами и расскажите своим друзьям и родственникам (особенно пожилым):

1. Сотрудники банков никогда не просят сообщить им пин-код банковской карты, а также любые цифровые коды, приходящие в виде смс. Если у вас пытаются выяснить эти данные, это мошенники.

2. Если вам поступило смс-сообщение или звонок с сообщением о каком-либо сбое в системе хранения данных, перезвоните в службу технической поддержки банка (ее номер указан на самой карте) и уточните, правда ли это.

3. Если вам сообщили, что у кого-то из родственников проблемы, на решение которых срочно нужны деньги, перезвоните в первую очередь своим близким.

4. Если вы что-то продаете или покупаете на сайтах частных объявлений, никогда не платите задаток и не сообщайте человеку каких-либо кодов и цифр, связанных с банковскими операциями.

Будьте бдительны, помните, что взыскать в полном объеме ущерб с мошенников в таких случаях бывает очень сложно.

Система Orphus
  1. Странник

    Без участия сотрудников банка схема развода не действует!!! Первый может проколоться с названием банка и вместо каты Уралсиба требовать номер карты Хоумкредита. А сотрудник банка это уже по определению преступник, т.к. без личного письменного заявления гражданина, сканирования его паспорта и фотографирования морды-лица обратившегося, совершил перевод средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *