В Курганском художественном музее открылась выставка Дали, Матисса и Шагала

IMG_6058

На некоторых графических работах гении авангарда пытались нарисовать наше будущее

И снова в Курганском художественном музее гостят работы легендарных мастеров кисти и карандаша! Выставка «Великие классики XX века» – это новая встреча с шедеврами испанского сюрреалиста Сальвадора Дали, знакомство с работами не менее гениальных художников прошлого века – лидера течения фовистов, француза Анри Матисса и российского авангардиста из французской провинции Марка Шагала. Эти три имени священны для поклонников авангарда, им принадлежит знамя революции в живописи, их вера в искусство, меняющее жизнь, перевернула не только мир красок, их многослойные и фантазийные художественные образы изменили многое и в мире реальном.

Сейчас в стенах нашего музея поселилось 57 графических  работ трех пионеров модернизма. Выставляемые работы – часть большой коллекции, приобретенной за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России и прежде всего в Сибири.

На открытии экспозиции искусствовед Любовь Кочарина выразила общие чувства всех присутствующих: «Эта выставка – большая радость для любого ценителя искусства, зрителя, который восхитится прекрасной чистотой красок Анри Матисса, удивительно загадочным и всегда зашифрованным искусством Сальвадора Дали, картины которого можно пересматривать бесконечно и каждый раз разгадывать по-новому. Его графика как раз и позволяет проникнуть в мир лаборатории, творческого процесса художника. Ну а что касается Марка Шагала – то это вообще «наше всё!». Он продолжал оставаться художником из маленького города Витебска, даже уехав в Париж. Его витебские персонажи, зеленые коровы и летающие рыбы удивительным образом сочетаются с Эйфелевой башней».
Литографии трех мастеров открывают потайные двери, выводят на пути, по которым шли процессы, происходившие в искусстве XX века.

Необычные почерк и взгляд на мир каждого из теперь уже «классиков» – неповторимы и потому моментально узнаваемы, как своеобразный код к открытию ускользающего ответа на хитрую головоломку, к снятию туманной пелены с манящей тайны.

Работы Матисса брызжут «дикими» страстями цвета. От французского «фов», что значит «дикий», и произошло название течения художников-«фовистов», на самом-то деле совершенно не удовлетворенных таким узким определением. На выставке можно увидеть творения Матисса позднего периода, когда художник обратился к технике декупажа, используя минимум художественных средств и создавая при том удивительно гармоничные произведения. В технике аппликации и коллажей сделаны его знаменитые «обнаженные синие» под номерами 1, 2, 3 и 4, «Акробаты» – с по-матиссовски мягкими очертаниями тел, сочными красками и широкими мазками свободного от любых правил и ограничений автора. «Улитка», оставляющая впечатление детского коллажа из обрезков цветной бумаги, соседствует с работами, населенными сложными образами и не менее сложными чувствами – вот что, например, скрывает «Печаль короля»?

Очередная встреча с творчеством «короля сюрреализма» Сальватора Дали – провокатора и новатора – заставляет поверить еще в один его дар – дар провидца. Серия литографий испанского художника «Воображения и объекты будущего» создавалась в середине 70-х, но населена образами современных технологий, с которыми даже мы, жители 21-го века, пока вполне не освоились. Ну вот, например, «Очки с голограммами и компьютеры для просмотра воображаемых объектов» и «Кибернетический телефон-омар» (мной случайно прочитанный как «смарт») – очевидно, что экстравагантный художник немало фантазировал о вещах, которые изменят будущее, пытаясь и сам изобрести нечто потрясающее, хотя бы на своих полотнах и конкурируя тем самым с великим гением Леонардо да Винчи.

По крайней мере, испанскому сюрреалисту удалось придумать такие странные объекты из будущего (которое пока так и не наступило), как «Анти-зонт с распыленной жидкостью», «пневматическое кресло», «жидкую ванну с торнадо», «жидкие и газообразные телевидения»…

Узнаваемые клише Дали – костыли-подпорки, плавящиеся часы, львы – перетекают из одной работы в другую, как фирменный знак, как автограф мастера.

Еще одна грань его творчества, куда более традиционная для любителя шокировать и удивлять, – серия портретов великих испанцев и других гениев прежних веков, представленная в технике офорта: Веласкес, да Винчи, Сервантес, Лотрек…

Третий гений авангарда – уроженец Витебска, Марк Шагал – видел мир глазами ребенка. В его работах много солнца, смеха, радости, полета и, конечно, веселых клоунов. Даже Эйфелева башня на его литографиях выглядит как смешной человечек в большом колпаке.

Русские корни художника особенно ощутимы в серии его книжных иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя 1920-х годов – одной из самых интересных и значительных работ художника в области книжной графики. Офорты Шагала оживляют страницы поэмы Гоголя художественным языком, близким к писательскому, – столь же сочным, ироничным, даже ерническим.

Марк Шагал прожил невероятно долгую жизнь – 97 лет, так что его успел увидеть живьем и курганский художник Валерий Хорошаев, посетивший выставку великого авангардиста в 1973 году в Ницце. Об этой случайной встрече наш земляк рассказал на открытии выставки «Великие классики XX века».

К сожалению, увидеть авторов этих работ нам уже не суждено, но их творения расскажут и о художниках, и о мире, каким они его видели, все, что нам нужно знать, и даже больше.

Выставка будет работать в художественном музее до 2 октября.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *