Расписание уроков для юных зауральцев

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Курганской области рассказывают о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям организации обучения в школах

shkola=

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями).

В документе учитывается:

— время начала учебных занятий — не раньше 8 часов утра;

— число смен;

— величина недельной образовательной нагрузки;

— распределение учебной нагрузки в течение учебной недели;

— объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня;

— дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности школьных предметов.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2-м, 3-м и 4-м уроках.

Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница).

В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. При этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся первых классов не должен превышать четыре урока; вторых-четвертых  — пять уроков, пятых-шестых  — шесть уроков; седьмых-одиннадцатых классов — семь уроков.

Занятия физической культурой рекомендуется проводить на последних уроках. После уроков физкультуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на вторых-четвертых уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Для обязательных и факультативных занятий составляются отдельные расписания. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Проводится комплекс упражнений для профилактики утомления глаз и физических упражнений для профилактики общего утомления, использование разных по характеру заданий и видов деятельности на занятиях трудом.

Важны:

— продолжительность урока (академический час) — не более 45 минут;

— организация обучения в первых классах (при 5-дневной учебной неделе, в первую смену, с организацией динамической паузы не менее 40 минут в середине учебного дня, обучение без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий, организация дополнительных недельных каникул);

— отсутствие сдвоенных уроков в начальных классах;

— наличие в расписании облегченного учебного дня в четверг или пятницу;

— продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены — 20-30 минут;

— наличие перерыва между сменами и его продолжительность не менее 30 минут;

— профилактика утомления, нарушений осанки и зрения обучающихся на уроках, чередование во время урока разных видов учебной деятельности.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и одиннадцатых классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должны превышать требований, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10.

Если расписание в общеобразовательной организации составлено неправильно, с нарушениями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях», то за выявленные нарушения юридическому лицу, будь то школа, образовательный центр, гимназия или лицей, и должностным лицам назначают административные наказания.

(По данным журнала «СЭС» №7 за 2016 г.).

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *