В Кургане дан старт VI фестивалю имени Дмитрия Шостаковича

img_6530

В исполнении молодого пианиста Юрия Фаворина звучали Лист, Шостакович, Мусоргский

«Властитель, гений и кумир» — все три титула, все три определения могут быть отнесены к одному имени: Дмитрий Шостакович — ныне истинный властитель дум уже нескольких поколений человечества, он бесспорный гений ХХ столетия и кумир тысяч современных музыкантов во всем нашем подлунном и солнечном мире…

Но так случилось, что в день открытия VI фестиваля имени Дмитрия Шостаковича первой в концерте пианиста Юрия Фаворина была исполнена виртуозная соната си минор Листа, который был первым европейски признанным абсолютным властелином фортепиано 19-го века. Это под его руками рояль звучал как оркестр — то ошеломляя мощью и масштабностью оркестрового tutti, то элегически нежно, почти журча как флейта, или певуче как виолончельная кантилена. Романтический, мятежный и властный дух Ференца Листа с первых, загадочно и приглушенно звучащих низких басовых нот овладел роялем и залом, и затем каскадом, эмоциональным потоком аккордов и пассажей обрушился на слушателей, подчиняя и увлекая их за собой…

img_6785

Обращение к музыке Листа для каждого исполнителя, особенно для пианиста — это испытание отнюдь не только технического уровня, но и темперамента, вулканического у самого композитора, и владения сложной музыкальной формой, и какого-то особенного артистизма, полета воображения, без которого немыслимы романтические путешествия лирического героя Листа.

Первая соната Дмитрия Шостаковича, открывающая второе отделение концерта, поразила накалом чувства, напором какой-то совершенно неукротимой бешеной энергии, с блеском, в виртуозно стремительном темпе преодолевающей хаос. Эта энергия неудержимой молодой силы, полной дерзости и вызова, ошеломляющая остинатными ритмами, вспышками коротких глиссандо, полифонической перекличкой голосов, вдруг сменяющими их прозрачно-фантомными видениями, и затем снова вырастающим из глубины движением почти буквально «через тернии к звездам». Этот почти брутальный молодой романтизм Шостаковича, гения двадцатого столетия, действительно, открывает бал нового времени, нового звучания «бури и натиска», как об этом говорил пианист — носитель энергии уже двадцать первого века Юрий Фаворин.

img_6725

Поистине любимым автором, идеалом, композитором-учителем Дмитрия Шостаковича в разные периоды жизни и творчества был великий самородный музыкант земли русской Модест Петрович Мусоргский, уникальный по силе выразительности и пронзительной правде интонации в музыке не только вокальной или оперной, но и в оркестровой и инструментальной. Поразительно живые, ярко-образные «Картинки с выставки» замечательны для исполнителя прежде всего тем, что дают свободу трактовки, широкий диапазон выбора темпа, акцентов, красок и нюансов.

Можно следовать классическому прочтению известнейшего сочинения, а можно — в соответствии со своим темпераментом, не изменяя «порядок слов», чуть острее или мягче расставить акценты в синкопированном ритме в пьесе «Гном», чуть дольше, медлительнее вслушиваться в полную печальной красоты мелодию «Старого замка», мелодию, словно ведущую нас по заросшей дикими травами тропе в запущенный сад, в прошлое, неотразимо притягательное своей удаленностью, своим покоем и забвением, а, может быть, и тенями, обитающими в руинах старинного замка.

img_6657

В прозрачном пейзаже «Тюильрийского сада», в гомоне малышей («Балет невылупившихся птенцов»), в ярком многоголосии «Лиможского рынка» столько движения, радости, жизни — они похожи на живопись Ренуара, Мане, Писарро. Таинственные тени, сумрак и холод окутывают нас в музыке «Римских катакомб». Великолепна фантастически яркая, живая, таящаяся до времени в густой тьме лесной чащи «Баба-Яга» с ее размашистой лихостью и посвистом, захватывающим полетом «над лесами, над горами». И могучий, завершающий цикл полотном разворачивается, раскрывается в колокольном звоне, в неспешной горделивой красоте образ «Богатырских ворот», венчающий образ Отечества в полном достоинства и блеска величии.

Романтически-приподнятую атмосферу, яркие и впечатляющие краски привнесли в открытке фестиваля полотна заслуженного художника России Вячеслава Алексеевича Пичугина. Его живопись — пейзажи, исторические композиции, многоцветные звучные натюрморты и уголки родного города — придали вечеру оттенок праздничной гармонии, созвучной музыке и щедро дополняющей ее. Только одно, но существенное обстоятельство несколько мешало восприятию живописи — недостаточная освещенность, не позволившая в полной мере оценить богатство и роскошь красочной палитры мастера.

img_6468

Праздник открытия фестиваля имени Дмитрия Шостаковича с каждым разом обретает все новые грани. Участие молодых музыкантов, таких, как Юрий Фаворин, придает ему помимо профессионального блеска дерзость и азарт, присущие самому Шостаковичу в высокой степени. И классика — сложнейшая программа в исполнении молодого пианиста — прозвучала эмоционально, мощно и заразительно.

Энтузиазм публики был столь бурным и неподдельным — зал приветствовал музыканта стоя — что он дважды возвращался к роялю. Сначала сыграл блестящее изящное «Скерцо» Чайковского и в завершение по-настоящему праздничного концерта «Фантастический танец № 2» Шостаковича.

Фестиваль открылся, впереди еще три прекрасных программы. Праздник продолжается.

Отметим, концерт прошел при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Звезды XXI века»*.

*комплекс мероприятий по поддержке молодых исполнителей в области академической музыки.

Фоторепортаж Александра Алпаткина «Открытие VI фестиваля имени Д.Д.Шостаковича».

Фоторепортаж Александра Алпаткина. «Выставка Вячеслава Пичугина».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *