Пластикой можно изобразить и информационный мусор, и тягу к жизни
Одним из самых впечатляющих событий второго международного фестиваля современного искусства «Параллели» стал вечер современной хореографии от Челябинского театра современного танца.
Танцы — искусство, столь же живо откликающееся на все модные и актуальные веяния современности, как и драматургия, например. Ни для кого не секрет, что хореография, подобно живописи, может быть авангардной, сюрреалистичной, загадочной и непонятной, наполненной смыслами, не лежащими на поверхности, но влекущими своей непостижимостью.
Если присмотреться и, что важнее — почувствовать, войти в состояние некоего транса, то рисунок танца выводит замысловатыми па и движениями рук сюжеты серьезной драмы или трагикомедии, либо повествует бессловесной гибкостью прекрасных тел экзистенциальную историю.
Челябинский театр современного танца станцевал-сыграл на сцене театра кукол «Гулливер» сразу три таких истории, за которыми зрители следили завороженно, пытаясь разгадать шифр к пластике талантливых танцовщиков.
Театр из Челябинска — коллектив известный, прославленный во всем мире, в его послужном списке — тринадцать номинаций на Всероссийскую национальную театральную премию «Золотая маска»! Дважды челябинские танцоры стали ее обладателями. Увидеть их представления — большая удача, ведь чаще исполнители выступают на зарубежной сцене, чем в соседних городах.
Выступление неординарного хореографического театра под руководством Ольги Пона в Кургане принесло зрителям радость от встречи с искусством неизведанным и сложным. Чего не следовало ждать от него, так это внятных историй, простой конкретики, мы увидели искусство хореографической абстракции, полное танцевальных метафор и аллегорий, тонких «параллелей» и скрытых подтекстов.
Танцовщики — сами постановщики своих номеров, такую свободу творчества получает в коллективе любой желающий сказать (станцевать) свое слово на сцене. Из этой свободы самовыражения рождается танец «Solo for Two» в исполнении Марии Грейф и Татьяны Сущенко о двух сторонах одной и той же личности, наделенной силой, импульсивностью, но не чуждой меланхолии и желанием поразмыслить о вечном.
Не менее странный и загадочный номер исполнил дуэт Елены Пришвицыной и Владислава Морозова под названием «11.30». На сцене в парикмахерской расставались с волосами двое — он и она. Они же переживали боль, отчаяние, стыд, отчужденность, нежность, любовь и доверие. На экране в это время мелькали люди-тени, беззащитные, ищущие родственную душу.
За кулисами моя догадка о сюжете полностью подтвердилась — танцоры волнующе и необычно сыграли историю болезни, борьбы с нею и предрассудками, путь доверия и обретения веры.
— 11.30 — совершенно случайное время, — пояснил название номера Владислав. — Оно может быть любым, в это время может случиться что угодно — счастье, горе, звонок, который принесет хорошую или плохую новость. В нашем направлении современного искусства не принято пользоваться текстами «в лоб». Мы взяли за отправную точку известие о болезни и знакомство двух человек в больнице, но каждый зритель сам дорисовывает эту историю.
— Наши герои лишаются внешней красоты, но обретают связь между душами, — продолжает Елена. — Одни, завернутые в полиэтилен, закрываются, уходят вглубь себя, а некоторые находят такого же человека, переживают трудности вместе.
Взрыв эмоций в зале вызвал хореографический моноспектакль «Беляш» Артема Сущенко — ироничный, насыщенный интересными видеоэффектами, когда матрешки раскрываясь, превращаются в видеоэкран с навязчивой рекламой. Танец человека-«беляша», диковатый, экспрессивный — остроумная пародия на потоки информационного мусора, льющегося на нас со всех сторон. Вереница мордашек на селфи — известных и совсем незнакомых, но узнаваемых — вызывает в зале улыбки, словарный набор штампов о России — еще одна атака на сознание человека, которому не дают покоя ни телеэкраны, ни радиоволны, ни голоса, ни музыка.
«Все смешалось в доме Облонских» — Пушкин и «Раммштайн», матрешки и китайцы, водка и медведи. Некогда очнуться, остановиться, подумать о самом важном… И эту миссию возвращения смысла берет на себя современная хореография. Думающая публика в восторге.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости