Святки! Длятся они от Рождества до Крещения

открытка святки Елизавета Бём

Святки длятся двенадцать дней – от Рождества (7 января по новому стилю) до Крещения (19 января). Это особое время в православном и народном календаре, соединяющее христианские и народные традиции

Чего только не происходит на Святки! Ученые до сих пор ломают голову над тем, что означают отдельные святочные обычаи. Но прежде всего святочные дни посвящены прославлению Христа, наполнены рождественской радостью, ожиданием чуда Богоявления.

Во времена раннего христианства (до IV века) праздники Рождества и Богоявления (Крещения Господня) отмечались в один день, а потом разошлись, но осталась связующая нить – рождественское двенадцатидневье, которое до сих пор христианами воспринимается «яко един день».

Все начиналось с Рождественского сочельника – дня накануне Рождества. Варили кутью из ячменя, добавляли горох. Кутью заливали взваром из сушеных яблок, груш, вишни, какой обыкновенно варился по поводу рождения дитятки. Во дворах жгли костры, чтобы родители на том свете согревались. Деревья в садах обвязывали соломенным перевяслом для будущего их плодородия. Особое внимание уделялось домашним животным. Согласно Евангелию, Рожденный Христос был положен в ясли для скота, а на рождественских иконах мы видим стоящих вокруг яслей вола и осла, согревающих своим дыханием Младенца. Первый блин в сочельник давали овечкам (агнец – символ Христа). Во время Святок весь скот принято было обильно кормить. В рождественскую ночь не спали, следили, чтобы не погасло пламя в очаге. Пепел, оставшийся в эту ночь от печи, собирали и берегли, употребляя его на лечение домашней скотины, а также рассыпали по полям для плодородия.

Святки всегда сопровождались колядованием – прославлением Христа. Священники с мирянами, детьми обходили в святочные дни дворы и дома, исполняя рождественские песнопения. Ходили с разукрашенной Вифлеемской звездой, внутри которой горела свеча, звонили под окнами церковными колокольчиками. Детей обильно угощали сладостями, пряниками, дарили игрушки. А на церковных дворах устраивали вертеп (пещеру), символизирующую место рождения Спасителя. Сегодня эта традиция возрождается.

Народные поверья, суеверия влияли на ход святочных дней. Здесь и знаменитые святочные гадания, описанные еще Пушкиным в «Евгении Онегине». На протяжении Святок никто не брался ни за какую работу. Главный святочный обычай – ходить друг к другу в гости, поздравлять с Рождеством. Особое внимание в святочные дни уделялось юродивым, нищим, обездоленным, заключенным. Во время Святок считался неполным стол, за которым нет нищего и убогого. В народе говорили, что Сам Господь в нищенском одеянии ходит в Рождественские дни по всей Руси с ключами от рая.

В святочные дни изменялось общение людей. Оно становилось праздничным и радостным, стирались социальные, сословные различия, забывались ранги.

На время Святок отменяются все посты. Святочные столы ломились от яств – мясные и рыбные блюда сменяли друг друга. Особой популярностью в русской святочной кухне пользовался жареный молочный поросенок, фаршированный гречневой кашей.

Шумные Святки пролетают быстро. Заканчиваются они в Крещенский сочельник (18 января по новому стилю) – канун праздника Богоявления.

Святочная открытка Елизаветы Бём (1843-1914 г.г.)

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *