Исцеление из недр

В Зауралье планируют использовать минеральные лечебно-столовые воды для помощи страдающим заболеваниями пищеварительной системы

В Зауралье планируют использовать минеральные лечебно-столовые воды для помощи страдающим заболеваниями пищеварительной системы


Данные статистики говорят о том, что в Курганской области показатель заболеваемости органов пищеварения и ЖКТ (по данным на 2015 год) составляет 37,7 случая на 1000 жителей, при этом продолжает расти. В среднем по России эта цифра — около 35. А вот в Ставропольском крае — всего 13,6, и нельзя не признать того, что на этот показатель оказывает влияние расположенный там знаменитый курорт Минеральные Воды.

Социальный проект

В чём причина таких отличий в медицинской статистике и как исправить ситуацию, обсуждали участники «круглого стола», посвящённого перспективам применения курганских минеральных лечебно-столовых вод при лечении заболеваний органов пищеварения. Мероприятие организовали Центр кластерного развития Курганской области и Российское информационное агентство «ФедералПресс», а прошло оно на площадке предприятия «Зауральские напитки».

Как отметил в начале дискуссии директор Центра кластерного развития, депутат Курганской городской Думы Сергей Сухарев, подобные «круглые столы» уже проводились, но по большей части там говорилось о питьевой минеральной воде и ее качестве, при этом «поговорили и забыли». В этот раз предметом разговора решили сделать минеральные лечебно-столовые воды Зауралья. Инициаторы считают, что надо использовать современную кластерную методику, которая в ряде направлений дала хорошие результаты.

Кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций. Они могут быть одного или различного профиля, но кооперируют свои усилия. Например, в медицинском кластере Зауралья головной организацией является РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова. Но помимо Центра в объединение входят областной перинатальный центр, несколько других известных клиник, а также инновационные и туристические фирмы и производственные предприятия.

Между тем из скважин на территории Курганской области добывают минеральные лечебно-столовые воды, которые не уступают по своим лечебным свойствам знаменитым брендам. Но несмотря на то, что у нас есть такие богатства, производители из других регионов, того же Северного Кавказа, действуют на зауральском рынке, как у себя дома.

Почему так происходит? Заместитель губернатора, директор департамента экономического развития Курганской области Сергей Чебыкин считает, что нашим производителям необходимо более активно продвигать свой бренд. Он обратил внимание на то, что рынок минеральных и столовых вод высококонкурентен, меняется очень быстро, а потребитель — избалован.

— В Курганской области за последние два года очень мало ярких, хороших рекламных кампаний местных производителей, — констатировал Сергей Александрович.

Поэтому фирмам не надо жалеть сил и средств на продвижение своей продукции, а правительство региона, в свою очередь, готово оказать им эффективные меры поддержки, в том числе и по выходу на рынки других субъектов РФ.

В свою очередь директор «Зауральских напитков» Анатолий Кузьмин надеется, что авторитетное мнение медиков побудит людей употреблять воды не только для утоления жажды, но и в лечебных целях. Он обратил внимание на то, что выпуск «лечебной минералки» является для предприятия социальным, а не коммерческим проектом.

Кстати, маркетолог ООО «Зауральские напитки» Светлана Сапаева после «круглого стола» отметила, что когда речь идет о минеральной питьевой воде, то Сергей Александрович Чебыкин безусловно прав, здесь, как говорится, «реклама — двигатель торговли», и наши производители прекрасно этим пользуются. Да и культура потребления питьевой воды в городе Кургане заметно растёт: люди стараются употреблять бутилированную воду высокого качества либо очищенную фильтром. А вот всё, что связано с медицинскими назначениями, должно придерживаться принципа: «Не навреди».

Когда речь идет о лечебно-столовых водах, здесь реклама уходит на второй план, потому что основополагающим звеном между производителем и потребителем-пациентом являются как раз-таки врачи. В бальнеологическом заключении любой минеральной лечебно-столовой воды так и прописано: «медицинские показания к применению (внутреннему) минеральных вод», а это значит, что здесь необходима рекомендация доктора. Поэтому, на взгляд маркетолога, в первую очередь необходим отклик медицинского сообщества на данную проблему. Только врач на основе анализов пациента может рекомендовать больному именно ту воду, которая может ему помочь. В свою очередь каждый производитель начнет работать в рамках «здоровой» конкуренции. Тогда потребителю-пациенту проще ориентироваться на рынке минеральных лечебно-столовых вод, свой выбор он сможет строить исходя из его финансовых возможностей и доверия к компании.

УрФО нужен современный курорт

Почему же столь важен выпуск лечебно-столовых вод? Ситуацию ярко обрисовала Ольга Попова, гастроэнтеролог Курганской областной больницы. Она признала, что ситуация с заболеваниями органов пищеварения и ЖКТ в нашем регионе неблагополучна и причиной этого, в первую очередь, является современный образ жизни. Люди испытывают постоянный стресс, а для того, чтобы его снять, употребляется алкоголь (так называемый «культ пятницы»). Большинство нарушает режим питания, многие переедают, мало двигаются, а между прочим, лишний вес может привести к жировому гепатозу, перетекающему в цирроз печени даже в том случае, если человек совсем не пьёт спиртного.

И если раньше, в советское время, существовала эффективная система курортов и санаториев для трудящихся, то сейчас такое оздоровление для всех, кроме инвалидов, только за свой счёт.

А надо заметить, что поехать даже в Ессентуки сегодня может себе позволить далеко не каждый, а Трускавец — вообще на Западной Украине, то есть всё равно что на Луне.

Вторая трудность заключается в значительном количестве фальсификата, поэтому, как сказала врач, она не рекомендовала бы своим пациентам покупать минералку известных брендов даже в аптеках.

Но вот по словам Вячеслава Курочкина, заведующего отделом курортных ресурсов Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий, минеральная вода из курганских скважин прошла необходимые анализы. Поэтому высокая оценка качества наших источников также не голословна. Например, Шадринское месторождение даёт аналоги вод «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17». Что касается минеральных вод, которые используются в продукции «Зауральских напитков», то они имеют бальнеологические заключения.

Ученый обратил внимание также на то, что за последние годы борьба с фальсификатом значительно усилена, ведь в своё время в том же Шадринске воду разливали более сотни мелких предприятий.

Сейчас же дело не в прямых подделках, а в том, что технологии, используемые при подготовке минералки к промышленному розливу, у многих недобросовестных производителей делают её свойства далёкими от природных кондиций.

Вторая проблема, по словам Вячеслава Курочкина, заключается в том, что для территорий Курганской области, где добывается минеральная вода, не принято положение о зонах санитарной и горно-санитарной охраны и вообще, региональные нормативные документы, регулирующие эту сферу, значительно устарели.

Наконец, по мнению специалиста, на территории всего Уральского федерального округа, в отличии, например от Башкирии, сейчас нет современного большого курорта. А ведь у нашего региона есть для этого хороший потенциал.

Более того, такой курорт в Курганской области просто необходим потому, что по словам и.о. главного врача детской поликлиники № 1, гастроэнтеролога Елены Голуб в области нет санаторно-курортного лечения для детей с заболеваниями органов системы пищеварения.


Согласно ГОСТ Р 54316-2011 минеральные лечебно-столовые воды — это воды с минерализацией от 1 до 10 г/дм3, массовая концентрация которых не ниже бальнеологических норм в соответствии с приложением А, оказывающие воздействие на организм человека, установленное в бальнеологическом заключении.

Бальнеологическое заключение — это документ, выданный уполномоченной организацией в соответствии с законодательством РФ, определяющий состав, качество и тип минеральной воды, устанавливающий и подтверждающий лечебно-профилактические свойства (показания и противопоказания по медицинскому применению) конкретной минеральной воды.


Так что факты, о которых рассказывали профессионалы: и руководители, и медики, и специалисты по изучению рынков, должны побуждать к действию. Почему такой серьёзный ресурс, как минеральные лечебно-столовые воды, если они могут помочь тем, кто хронически страдает от заболеваний ЖКТ, а также использоваться в целях профилактики, пока не столь популярен, как хотелось бы?

Вспомним сведения, приведённые в начале статьи, а затем приведём данные соцопроса, в котором участвовали более семисот жителей региона. Это вполне репрезентативно и вот что он показывает: 32% опрошенных имеют жалобы на органы пищеварения, но к врачам не обращаются. 6% уже состоят на учёте у гастроэнтеролога. Но главное даже не в этом: по словам маркетолога, рядовой потребитель не видит разницу между лечебной, лечебно-столовой, просто столовой минералкой и даже… обычной питьевой бутилированной водой. А на предпочтения респондентов влияет, в первую очередь, не состав воды и польза для здоровья, а вкус и цена. Здесь, впрочем, нашим местным водам повезло, поскольку они раза в три дешевле российских брендов.

Так что проблема ясна, и когда Сергей Сухарев предложил высказаться всем желающим, главный врач областного онкологического диспансера Гиви Сепиашвили призвал всех участников к сотрудничеству. Он отметил, что курганские напитки качественные, и также повторил, что основная проблема в том, что трудно донести до потребителей эти факты.

Употреблять минеральную воду необходимо, в том числе и для профилактики, поскольку высока смертность от хронических заболеваний ЖКТ, перетекающих в онкологию. Доктор Сепиашвили поддержал идею создания кластера: «нам надо понимать и поддерживать друг друга».

В конце заседания «круглого стола» Сергей Сухарев зачитал итоговую резолюцию и попросил участников направлять дополнительные предложения и свои коррективы.

В документе предлагается в рамках курганского медицинского кластера создать подкластер «Минеральные воды Зауралья», разработать «дорожную карту» по реализации этого проекта и стратегии продвижения регионального бренда, сформировать реестр зауральских производителей минводы, опубликовать его в интернете в виде геоинформационной системы с полными сведениями о качестве добываемого ресурса, разработать регламенты, дающие право местным производителям использовать бренд подкластера с учётом требований к качеству и безопасности продукции.

Участники проекта намереваются организовать кампанию по проверке качества минеральных вод на производстве и в местах торговли. Будет организован мониторинг эффективности профилактики и лечения заболеваний с помощью минеральных вод. Большая роль отводится просветительской деятельности: планируется организовать образовательные программы для всех участников данного процесса, запланировать лекции, конференции, экскурсии на производства среди работников здравоохранения Зауралья, развернуть широкомасштабную разъяснительную работу с населением с информацией о показаниях и противопоказаниях к употреблению минеральных вод.

Надо отметить, что некоторые идеи, которые предложены по итогам «круглого стола», напоминают меры, принятые в связи с законом Курганской области «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов» ещё в 2007 году. Опыт десяти лет показывает, что, с одной стороны, на региональном рынке продовольствия был наведён порядок, с другой — производители нашего региона получили существенное подспорье благодаря добровольной маркировке своей продукции знаком «Зауральское качество». Так что и это, кстати, предусматривается кластерным подходом. Успешный опыт, в данном случае аграрного производства, вполне может быть перенесён и в другие сферы.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *