История мира и принцев

Фестиваль театров кукол «Мечта о полете» охватил все жанры, кроме скучного

Такого разнообразия кукольных и сценографических средств выражения, тем, авторов, драматической работы и работы кукольника, как на IV международном фестивале кукол «Мечта о полете», прошедшем в театре «Гулливер», давно мы в Кургане не видели. И критики, и организаторы фестиваля сошлись в мнении: «Какое счастье, что фестиваль в этом году был не конкурсным! Иначе перед жюри встала бы почти невыполнимая задача: из лучшего выбрать самое лучшее».  

Полеты в сказке и наяву

Как-то удивительно неслучайно подобрались спектакли-участники фестиваля в соответствии с его названием «Мечта о полете» — они почти все ведут со зрителями речь о том, что окрыляет (в смысле поэтическом и философском) или поднимают над землей и реальностью (в смысле самом прямом).

Сербский спектакль «Изобретение полета» — это история с физикой и геометрией. Но при чем же тут полет? Немного чудаковатый учитель геометрии, скромный «маленький человек» в блестящем исполнении обаятельного и улыбчивого Саши Латиновича начинает свой эмоциональный рассказ о движении из точки А в точку Б. И так увлекается своим повествованием, что линейки, транспортиры, циркули и уголки складываются в его руках в больших белых аистов и рождается легенда о первом полете. Как отметили критики, это «очень простая, прозрачная история, сделанная через простые предметы, и один из самых гармоничных спектаклей фестиваля». Учитель в итоге и сам взлетает над сценой — так фантастично, что зрители не могут сдержать возгласы восторга, дивясь, как это у него получается.

Еще одна история полета, знакомая всем нам с детства по волшебной сказке про кузнеца Вакулу и черта, на котором он летал за черевичками для красавицы Оксаны к самой царице в Петербург, —  «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя. Камерный спектакль, спектакль-вертеп, с большим озорством, особым гоголевским юмором и украинскими песнями сыгранный великолепным актерским дуэтом Натальи Красильниковой и Андрея Тетюрина из пермского театра кукол «Карабаска».

Еще одно волшебство, сказку, возникающую из ничего, из нитей и лоскутков, из пружинок и клубочков, подарила и малышам, и взрослым заслуженная артистка России Наталья Гаранина, представлявшая театр кукол Екатеринбурга. Наталья — постоянный участник  фестиваля, любимая публикой актриса особой человечности и теплоты, которыми она щедро наделяет и своих трогательных кукол.

Ее нынешний спектакль «Разноцветные сказки» родился из детских фантазий: ребятишек пригласили в  студию записи и предложили им сочинить сказку на любой из цветов радуги — синий, желтый, красный… И сказки, которые они придумывали на ходу, доработанные актрисой и режиссером, стали основой удивительных и трепетных историй про красного слоника, брызгающегося из хобота водой на визжащих от радости детишек, про зеленого крокодильчика, про рыжую лисичку, про доброго паука-сказочника… На этом представлении даже взрослые на время становятся детьми, изумленно раскрывающими рты, – как же интересно наблюдать за этой прелестной историей оживления простых предметов!

Вильям наш, Шекспир!

Не обошел фестиваль стороной самого популярного драматурга всех времен: замахнулись участники фестиваля на Вильяма нашего, Шекспира! Причем дважды. Кукольный театр не хуже драматического рьяно берется осовременивать шекспировский язык и приближать действие к нашим дням. Или к дням царя Гороха, например.

Свое видение легендарной трагедии Шекспира представил сургутский театр актера и куклы «Петрушка», сотворив из пьесы «Король Лир» балаганный трагифарс и перенеся историю предательств, борьбы за власть и отверженности на российскую почву. «Опыт прочтения пьесы «Король Лир» при дворе царя Гороха» (пьеса была специально написана для сургутского театра Игорем Шишкиным) разыграли перед нами скоморохи в жутковатом гриме со всей экспрессией бродячего театра.

Еще одна смелая, экспериментальная, сильная и неоднозначная трактовка Шекспира — «История принца Г.» Белостокского театра кукол (Польша).

В гримерке перед зеркалом. освещенным лампочками-черепами, сидит на стуле актер, по полу рассыпаны листы с текстом, на вешалке развешаны костюмы эпохи Шекспира. Мы видим, как сначала без воодушевления он пытается разучить роль Гамлета и как все больше втягивается в процесс, на глазах преображаясь из ничем не примечательного круглолицего обывателя в страдающего тонколицего датского принца. Волшебство преображения на этот раз демонстрирует не кукла, а человек, чье лицо и впрямь меняется на глазах. «Высший класс актерской игры!» — то ли с восхищением, то ли с белой завистью отзовутся о Блажее Петровски потом актеры-коллеги.   

Фоторепортаж Леонида Архипова.

Полную версию материала вы можете прочитать, подписавшись на PDF-версию газеты.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *