Смотреть нам — не пересмотреть

 

5 фильмов о войне

 

 

«Живые и мёртвые»

В июле 1941 года в газете «Известия» был опубликован очерк Константина Симонова «Горячий день» о подвиге 388‑го стрелкового полка, который при обороне Могилёва, на Буйническом поле, за один день истребил 39 фашистских танков.

Позднее Симонов скажет, что именно тогда, встретив часть, которая не отступала, а дралась, он поверил в конечную победу над фашистами. Полком командовал полковник Семён Кутепов, ставший одним из прототипов героя фильма «Живые и мёртвые» генерала Серпилина — эту роль блестяще исполнит Анатолий Папанов.

Упомянутый очерк и другие фронтовые материалы писателя станут документальной основой романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». В 1963 году, на излете оттепели, когда появилась потребность и возможность сказать правду о войне, режиссер Александр Столпер снимет по этому роману двухсерийный фильм о сорок первом страшном и героическом годе. Когда мы отступали, когда сотни тысяч советских солдат и офицеров оказались в плену, когда многие, в том числе и высокопоставленные руководители, не знали, чем дело кончится… В романе, и в фильме (редкий случай, когда экранизация достойна литературного первоисточника) показаны простые солдаты и офицеры, преодолевающие страх и отчаяние, хаос и панику. Но были и другие — в этом тоже правда войны. Противники романа и фильма, а их было немало, предъявили Симонову обвинение, мол, из вашего произведения понятно, почему мы отступили до Москвы, но непонятно, почему взяли Берлин. Но на защиту фильма встали фронтовики, в том числе известные военачальники, справедливо утверждая: фильм — не о поражении, а о тех, кто в трагических условиях начала войны стоял у истоков будущей Великой Победы.

Кстати, этот замечательный фильм, жизнь которого продолжается, можно посмотреть 9 мая по первому каналу.


«Небесный тихоход»

Это один из самых любимых, поистине народных фильмов. Предыстория фильма такова. В 1944 году, когда победа была уже не за горами, кинематографистам поступил официальный заказ от высшей власти: «срочно снять веселый, радостный фильм о наших доблестных воинах». Что и было исполнено.

Режиссер Семён Тимошенко снял добрую комедию о трех неунывающих друзьях-летчиках, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». «Первым делом, первым делом самолеты. Ну а девушки? А девушки потом…» Естественно, из этого ничего не вышло. Фильм получился радостным, искрометным, с блестящими актерскими работами Николая Крючкова и Василия Меркурьева. Плюс замечательные песни Соловьёва-Седого, которые после фильма долгие годы звучали с грампластинок, выпускавшихся огромными тиражами.

Но судьба фильма оказалась под угрозой: Сталин назвал его «безыдейным и пустым». Это был приговор. Но каким-то чудом фильм все-таки вышел на экраны — премьера «Небесного тихохода» состоялась 1 апреля 1946 года — накануне первой годовщины Победы. С тех пор мы и смотрим эту яркую ленту.


«Двадцать дней без войны»

Я помню премьеру фильма осенью 1976 года в тогдашнем Доме культуры МГУ на Моховой. Пришли Константин Симонов, автор сценария по собственной книге «Из записок Лопатина», и Юрий Никулин, исполнитель главной роли.

Картину только-только сделали, никто еще ее не видел. Выступили Симонов и Никулин, но очень коротко, по существу: «Смотрите сами и решайте». После просмотра студенты и преподаватели говорили какие-то добрые, искренние слова. Фильм приняли. И Симонов, и Никулин это почувствовали, стали как-то мягче, проще. У меня в руках был свежий номер «Комсомольской правды». Подошел к нашим мэтрам — Симонов и Никулин на нем расписались. До сих пор помню пронзительный глубокий взгляд Константина Симонова — от такого взгляда не увернешься. А Юрий Никулин как-то мягко улыбнулся.

Но вернемся к фильму «Двадцать дней без войны», снятому режиссером Алексеем Германом по книге классика советской литературы Константина Симонова. Позднее Алексей Герман скажет: «Фильм — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, но из последних сил делали всё для фронта».

Действие фильма происходит в тылу, в Ташкенте, куда фронтовый журналист Лопатин приезжает на короткое время навестить семью погибшего сослуживца, побывать на съемках фильма по собственным очеркам, встретить новый, 1943-й, год. В фильме ничего традиционно киношного не происходит, но есть правда военного времени. Подлинные характеры. Чего стоит только удивительный монолог военного летчика, пережившего измену жены, в блестящем исполнении Алексея Петренко! Великолепна Людмила Гурченко.

Юрия Никулина киноначальники категорически не хотели утверждать на роль Лопатина: «Это не советский писатель, а какой-то алкаш». Симонов пришел в ярость: «Это я придумал Лопатина. Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина». Константин Симонов был членом ЦК КПСС: Никулина утвердили.


«Освобождение»

Киноэпопея «Освобождение» — самый масштабный и яркий советский фильм о Великой Отечественной войне. Это был госзаказ, который блестяще осуществил режиссер Юрий Озеров. Сам фронтовик, он негласно консультировался с маршалом Жуковым. Негласно, потому что тогда уже Жуков был в опале.

И все же маршал Победы по праву стал главным историческим персонажем киноэпопеи. Теперь для нас и последующих поколений маршал Жуков — это образ, созданный Михаилом Ульяновым, который затем еще много раз сыграет Жукова в других фильмах.

А всего в киноэпопее 51 исторический персонаж, включая Сталина, Рузвельта, Черчилля (его роль неожиданно исполнил знаменитый клоун и дрессировщик Юрий Дуров), Гитлера и многих других. Особое внимание уделялось образам крупных советских военачальников, например, маршала Конева великолепно сыграл Василий Шукшин, оказавшийся даже внешне похожим на знаменитого полководца. Вообще с подбором актеров на роли крупных советских военачальников были большие проблемы. Многие из них еще здравствовали и были достаточно придирчивы. Но актерский состав оказался великолепным.

Изначально было указано, что в ленте не будет и речи о первых двух годах войны. Действие киноэпопеи, включающей пять полномасштабных фильмов, охватывает великие военные события от Курской битвы до взятия Берлина. Фильм имел значительный международный резонанс — он нес правду о решающей роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии.

Создателям киноэпопеи удалось соединить исторические события и персонажи с правдивым и ярким отражением подвига советских солдат и офицеров. Для этого сценаристы распределили роли. Оскар Курганов прописывал историческую часть, а писатель-фронтовик Юрий Бондарев отвечал за окопную правду.

Один из критиков сказал, что будущие поколения будут воспринимать киноэпопею «Освобождение» как документальный фильм о Великой Отечественной войне.


«Иваново детство»

Это первый большой фильм Андрея Тарковского, ныне признанного гения мирового кино. Фильм снят в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Главный герой — двенадцатилетний мальчик (роль эту великолепно сыграл тогда еще совсем юный Николай Бурляев), на глазах которого фашисты расстреляли его мать и сестренку.

Отец погиб на фронте. Одинокий ребенок, детство которого закончилось, становится мужественным, практически профессиональным фронтовым разведчиком, добывающим ценные сведения. Главный мотив его жизни — месть врагам.

Но Тарковский не снимает приключенческий фильм о героическом юном разведчике. Фильм намного глубже. Иван видит сны, где рядом мама, счастливое нормальное детство. Фильм построен на столкновении двух реальностей — безмятежных детских снов и ужаса войны, которая уничтожила Иваново детство. Фильм о катастрофе разрушенного детства.

Фильмы Тарковского невозможно пересказывать, как невозможно передать словами настоящую музыку. Неповторимый мир Тарковского явлен уже в этом первом фильме мастера, где реальность предстает как духовный мир, имеющий почему-то материальную оболочку.

Сегодня «Иваново детство» считается одним из лучших фильмов о войне в мировом кинематографе.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *