Навстречу друг другу

kurgan-novosti-rozhdestvoКак религиозность влияет на поведение людей, зачем религиозным людям знать о достижениях современной психологической науки, нуждаются ли в защите атеисты?

Эти и другие вопросы обсуждаем с Михаилом Чумаковым, доктором психологических наук, заведующим кафедрой психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета.

— Не ошибёмся, если скажем, что рано или поздно человек задумывается о том, какую роль играет вера в нашей жизни, на чем основывается наша система ценностей. Если раньше большинство граждан нашей страны обладало атеистическим мировоззрением, то сейчас мы наблюдаем рост религиозности людей. Как психологи объясняют этот процесс?

— «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь», — эти строчки Сергея Есенина как нельзя лучше отражают противоречивые отношения и эмоции, которые люди порой испытывают в отношении веры и религии. Совсем недавно, каких-нибудь тридцать лет назад, атеизм преподавался в вузах, поэтому с полным правом я могу сказать, что атеистическое мышление не столько развивалось естественным путем, сколько навязывалось извне. На ранних этапах развития советского государства такое внедрение принимало крайние формы и сопровождалось насилием против духовенства и активной части верующих, разрушением храмов. На протяжении десятилетий осуществлялось идеологическое давление на эту сферу жизни, и атеистические взгляды объявлялись единственно правильными.

Сейчас мы наблюдаем естественный процесс определенного подъема религиозности, вызванный тем, что ее насильственно подавляли. Понятна и поддержка, которую получает церковь от государства. Это в некоторой степени компенсация за урон, который оно нанесло церкви в недавнем прошлом. Вместе с тем есть и негативные тенденции, о которых нельзя не говорить. Иногда мы наблюдаем такое же искусственное насаждение религии, которое раньше замечали в отношении атеизма. Действует все тот же механизм, только с противоположным знаком. И может случиться так, что религиозное мировоззрение будет объявлено единственно правильным. Тогда в защите будут нуждаться уже атеисты и просто неверующие. Выход из этой матрицы, на мой взгляд, заключается в том, чтобы дать возможность развиваться процессам естественным образом и воспитывать терпимость к различным взглядам на религию. 

— Вы занимаетесь исследованием психологии религии. Насколько сейчас это актуально?

— Я занимаюсь исследованиями в этой области достаточно давно, и должен сказать, что постижение закономерностей религиозных явлений, объяснение поведения верующих людей, изучение влияния, которое они оказывают на нерелигиозные сферы жизни, помимо научного интереса, имеют практическую направленность.

Недавно я принимал участие в международной научно-практической конференции «Религия и история». Она прошла в Минском государственном университете (Республика Беларусь), куда съехались 173 исследователя из 12 стран мира. Это уникальная площадка для встреч коллег из разных стран для обсуждения вопросов религиозности. На секции «Психология религии: эмпирические исследования» я рассказывал о том, как особенности религиозности личности влияют на поведение человека в конфликтной ситуации. Объясню подробнее: набор поведенческих реакций в конфликте не так уж разнообразен.

Среди возможных вариантов — поведение, направленное на разрешение конфликта, уход от него, соперничество, конкурирование, в котором зачастую человек проявляет агрессию. Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других. Для религиозных, верующих людей в целом характерен неагрессивный стиль поведения в конфликте. Но существуют различные формы религиозности. Есть такие, которые усиливают агрессивность личности в конфликтных ситуациях. И связаны они с высокими показателями религиозного фундаментализма. Если говорить простым языком, то это значит, что люди, которые считают, что религия должна оставаться неизменной, несмотря на меняющуюся действительность, более агрессивны в конфликтных ситуациях и реже идут на сотрудничество, чем, скажем, обычные верующие. 

Эта тема весьма актуальна, мы должны изучать различные формы религиозности и личностные особенности верующих людей, по-скольку конфликты на религиозной почве не так уж и редки.

— Вероятно, эти вопросы волнуют и представителей церкви. Вы взаимодействуете с теологами? Есть ли точки соприкосновения ученых-эмпириков, познающих мир с помощью эксперимента, и богословов, толкователей религиозного учения?

— Если говорить в глобальном смысле, то наука не отменяет религию и наоборот. В качестве примера приведу нашего земляка Антонина Капустина, который возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Он был не только священно-служителем, но и ученым, внесшим немалый вклад в развитие науки. Да, взаимодействие возможно, если к этому есть обоюдное стремление. Для теологов важно понять, что психология религии как самостоятельная научная дисциплина может быть им полезна. Сейчас движение дисциплин навстречу друг другу становится все более широким. Есть основа для коммуникации.

Например, в методологии психологии религии есть принцип методологического нейтралитета, которому был посвящен мой доклад в Свято-Тихоновском православном университете.

Согласно этому принципу психология не выносит суждений об истинности или ложности богословских утверждений. Такая позиция делает взаимодействие более продуктивным, так как четко обозначены границы между дисциплинами.

Нам важно наполнять общие рассуждения конкретными фактами. Там, где это удается, получаются хорошие результаты. Например, мы проводили совместное с представителями Курганской епархии заседание кафедры психологии развития и возрастной психологии.

Эмпирическая психология может помочь богословию с точки зрения осмысления новых задач, которые ставит современная церковная жизнь со своим социальным служением. В первую очередь я говорю о подготовке кахетизаторов — людей, занимающихся религиозно-просветительской деятельностью, тех, кто преподает в воскресных школах, возможно, будет преподавать в школах, в которых открыты факультативы по основам православной веры. Ведь помимо знаний о вере и о Христе им необходимы знания психологии ребенка, подростка, семейных отношений, семейной терапии, терапии зависимостей и многого из арсенала, наработанного психологией. Для ученых-психологов это взаимодействие так же важно. Если психология — это наука о душе, то без изучения религиозного опыта она неполная. Практическое взаимодействие, при котором и ученые, и представители церкви остаются на своих мировоззренческих позициях, но ищут точки соприкосновения, обогащая знания и практики друг друга, на мой взгляд, очень важно. При таком взаимодействии расширяется понимание человека как такового.

Анна Елесеева

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *