О любви кроликов и мышей поставили спектакли в Кургане

курган новости

Театральная лаборатория в театре драмы открыла зрителям философскую глубину детских сказок

Второй год Курганский театр драмы погружает и актерскую братию, и публику в непередаваемо прекрасную атмосферу театральных экспериментов, спонтанных творческих озарений, молодого живого поиска и игрового азарта. Когда за пять дней, а то и меньше, рождается театральное чудо, хрупкое, пульсирущее, искреннее, становящееся откровением и потрясением, а театральные опыты делают из их ставящих режиссеров и актеров опытных и чутких творцов, влияющих на души «подопытных» зрителей самым точным, точечным образом – с попаданием в сердце, – слава «лаборантам»! И восхищение. Ведь пять ночей не спать, чтобы создать эскиз (а в нашем случае всегда получаются практически полноценные постановки), жизнь которого умещается в один вечер, – это маленький, но настоящий театральный подвиг.

Вторая театральная лаборатория под руководством известного московского критика Павла Руднева была посвящена детской аудитории и носила название «Новые сказки для новых детей». Но большой вопрос: кто же получил максимальное удовольствие – взрослые или дети? По-моему, каждый нашел интригу и глубину в соответствии со своим возрастом и способностью удивляться, сопереживать и думать.

Опыт первый. Наука дышать

…Я раньше и не думал, что у нас

На двоих с тобой одно лишь дыхание.

Как в песне «Наутилуса», у главных героинь эскиза по пьесе Юлии Тупикиной «Вдох-выдох» одно спасительное дыхание на двоих: задышала дочь-подросток воздухом свободы, веры в себя – обрела второе дыхание и ее еще молодая, но уже безмерно уставшая от жизни мать.

Эта пьеса о подростках и их родителях – злободневная, острая, где-то жесткая, как и жизнь. Режиссер Денис Хуснияров (г. Санкт-Петербург) уверяет: на нее нужно приходить со своими детьми, чтобы найти правильные интонации в диалоге, научиться прислушиваться друг к другу.

В эскизе рядом с опытными актерами блестяще справились с главными ролями школьники – Екатерина Дубровская (Лиза), Максим Печёнкин (Рома), студентка музыкального колледжа Виктория Литвинова (Маша). Да так, что московские критики Алена Карась и Павел Руднев не смогли отличить школьников от профессионалов, чему были искренне удивлены.


Опыт второй. За белым кроликом

Красивый, пронзительный спектакль поставил Максим Соколов (г. Санкт-Петербург) по современной сказке американской писательницы Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Путешествие, как в известной сказке Кэрролла, получилось многоуровневым, философским, с массой подтекстов.

В эскизе актеры перевоплощаются в другие образы легко, изящно, неузнаваемо, как Севастьян Мельничук – из мальчика-проказника в мальчика-благородного рыцаря, как Татьяна Гамбоева и Наталья Глазкова, Алена Знайда…


Опыт третий. Пушкин – наше все!

Вот где наши артисты похулиганили, поозорничали вволю, так это в веселом эскизе по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», поставленном режиссером Снежанной Лобастовой из города Шарыпово Красноярского края.

Артисты, легко выучившие (это за пять-то дней!) стихотворный текст Пушкина, жонглируют им в новых интонациях с непривычными акцентами там, где их не расставила школьная программа. Язык становится современнее (на Пушкина замахнулись!), смещаются смыслы, возникают новые повороты старого сюжета, ставшего похожим на КВНовскую версию сказки или театральный капустник. Невероятны уморительны Иван Галюк, с искрометным юмором разыгрывающий роли коршуна, белки, дядьки Черномора, к восторгу публики выныривающие из люка, Александр Шарафутдинов – то разбойник с наклеенными усами, то самовлюбленный князь Гвидон. Актерский ансамбль снова показывает высший класс игры и слаженности.

Ай да Пушкин! Ай да наши артисты!


Опыт четвертый. Почти по Библии.

Режиссер Виктория Печерникова (г. Москва) тоже обратилась к произведению писательницы Кейт ДиКамилло и поставила эскиз по сказке «Приключения мышонка Десперо». Еще одна история об «инаковости» – о мышонке, не похожем на своих сородичей, не понятом и отвергаемом, мечтающем о спасении принцессы. Роль мышонка поделили на двоих юный актер Егор Сафронов и Никита Мезенцев. Его антагонист – крысенок (Сергей Жураковский) мечтает выбраться к свету, но не намерен при этом меняться. В их противостоянии критики узнали главный библейский сюжет и его героев – Люцифера и мессию. Дети до таких глубин, конечно, не копали, но искренне переживали за главных героев и наслаждались таинственным полутемным миром, рожденным в недрах лаборатории, со свечками, светильниками в чулане, веря, что этот добрый и поющий нежные песенки король (заслуженный артист РФ Сергей Радьков) и его милая принцесса (Ирина Храмова), как и их служанка (Анастасия Черных) – самые настоящие.

Московский критик Алена Карась не скрывала восхищения: «Чтобы за 4-5 дней продемонстрировать такой уровень готовности – я такого не помню, обычно артисты с бумажками работают. А тут почти нет листов, или они очень элегантно вписаны в игру и спектакль – это вообще невероятно! Я уже не говорю про актерскую открытость и готовность, я такой сплоченности, отзывчивости труппы, желания идти навстречу режиссеру почти не видела».

Полную версию статьи можно прочитать, подписавшись на PDF-версию газеты «Курган и курганцы»

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *