Ларёк – отражение уровня жизни

Директор департамента экономического развития, предпринимательства и торговли администрации города Кургана Павел Комогоров: «Нестационарная торговля должна быть цивилизованной»

В последнее время в Кургане вновь разгорелись споры вокруг ларьков, павильонов, которые в административной терминологии называются «нестационарными торговыми объектами» (НТО).

Конкретным поводом для вспыхнувшей дискуссии стала необходимость их демонтажа на привокзальной площади. Напомним, что недавно там был установлен памятник основателю нашего города Тимофею Невежину, будет благоустроен сквер вокруг него. Однако облик территории вокруг — от павильонов напротив вокзала до «блошиного рынка» на задах ДКЖ — как-то не вяжется с тем, что хотят сделать лицом города.

Из лагеря противников ларьков раздаются доводы о том, что пора бы уже переходить к цивилизованным формам торговли и как-то прощаться с наследием «лихих девяностых». Сторонники же приводят доводы в защиту: мол, лишаете людей куска хлеба. Что же до позиции городских властей, то мы попросили прокомментировать происходящее директора департамента экономического развития, предпринимательства и торговли администрации города Кургана Павла Комогорова.

— Нестационарная торговля и торговля в целом сейчас очень актуальны. Это составная часть бытового обслуживания населения, с одной стороны, это отражение уровня жизни, а с другой стороны — её качества.

Министерством промышленности и торговли России признано, что по количеству торговых площадей Российская Федерация в целом не удовлетворяет мировым и европейским стандартам. Но дело в том, что торговля — это своего рода ресурс для обеспечения занятости населения, повышения одного из ключевых макроэкономических показателей — оборота розничной торговли и, по большому счёту, интенсификации всех экономических процессов. По объёму торговли можно судить о развитии экономических процессов в том или ином сообществе: городе, регионе или государстве.

Поэтому сейчас взят курс на то, чтобы расширять эту сферу как путём систематизации крупных форматов — сетевой торговли, так и развитием малых форм — нестационарной, мобильной, сезонной, ярмарочной. Здесь есть две цели: первая — это удовлетворение интересов населения, вторая — сокращение пути к потребителю качественной продукции малых производителей, которые вынуждены подстраиваться под условия сетевых компаний. Можно даже говорить о девизе «Малые формы торговли — для малых форм производства».

Между тем в этой сфере есть много неурегулированных и сложных для решения вопросов. Возьмём хотя бы один из них: каким образом расширение торговых площадей можно согласовать с планами развития города, с городской застройкой, архитектурой, безопасностью? По сути дела, нам необходимо решить следующую задачу: развивая торговлю, параллельно делать её более цивилизованной, синхронизировать с благоустройством городской среды, стремиться к тому, чтобы торговые объекты вписывались в городской ландшафт. И, разумеется, необходимо неукоснительно соблюдать требования к качеству и безопасности товаров, развивать клиентоориентированный подход.

Актуальность проблем нестационарной торговли подтвердила Неделя российского ритейла, которая прошла в Москве с 5 по 10 июня, где были анонсированы изменения в Федеральный закон «О регулировании торговой деятельности». Они в основном как раз и касаются малых форм торговли, и их планируется принять в осеннюю сессию Государственной Думы.

Что же это за новшества? Например, вводится понятие мобильной торговли. По мнению Минпромторга, эта сфера у нас крайне неразвита. Это специализированные автомобили особой конструкции, широко распространённые за рубежом. На улицах Кургана с недавнего времени можно заметить нечто подобное — это мобильные кофейни, но их количество пока исчисляется единицами. Они должны быть самоходными (то есть известные у нас тонары всё же относятся, скорее, к нестационарным торговым объектам) и не привязанными к определённой точке, а двигаться по определённому маршруту, причём по расписанию.

Итак, поняв ситуацию, так сказать, с птичьего полёта, перейдём к городу Кургану, к его конкретике. Для него свойственны всё те же проблемы. Рассмотрим их. Размещение нестационарных торговых объектов и объектов уличной торговли производится в соответствии со схемой. Схема эта утверждена Постановлением администрации города от 16 февраля 2016 года. Она разрабатывается и утверждается сроком на 5 лет. Сейчас схемой предусмотрено размещение 506 павильонов и киосков, из них 194 — в составе остановочных комплексов и 294 объекта нестационарной уличной торговли.

Производить изменения в документе уполномочены комиссия по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему НТО на территории города Кургана и межведомственная комиссия по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию. Деятельность этих двух комиссий как раз и направлена на оптимизацию размещения нестационарных торговых объектов.

И здесь нужно сделать одну оговорку. До декабря 2014 года, и это наследие периода 90‑х годов, нестационарные торговые объекты и объекты по оказанию услуг размещались на основании договора аренды земельного участка. А затем как практика, так и законодательство пошли по совершенно другому пути. Коль скоро объект нестационарный, это само собой подразумевает, что он может быть перемещён в любой момент и поэтому не должно быть его жёсткой связи с земельным участком. Поэтому федеральным законодательством был введён новый вид договоров — договор на размещение нестационарного торгового объекта. Теперь мы имеем дело с двумя видами договоров: старыми — аренды и новыми — на размещение.

Всем предпринимателям, имеющим договоры аренды, было предложено бесплатно и без проведения торгов, с преимущественным правом, переоформить договор аренды на договор размещения НТО. Им предоставлялся льготный период в течение 90 дней. Этим правом воспользовались 258 предпринимателей, то есть половина. Если говорить о ставке по обоим договорам, то она одинакова, но при заключении нового типа договора предприниматель более защищён. Дело в том, что в случае если муниципалитету понадобится этот объект переместить, например, при проведении работ по благоустройству, то администрация обязана предоставить так называемое «компенсационное место» по выбору предпринимателя.

Надо отметить, что если с появлением новых объектов всё понятно, то с их исключением из схемы и демонтажом вопрос стоит очень остро.

Заброшенные, потерявшие внешний облик, полуразрушенные ларьки и павильоны ликвидировать весьма сложно. Они стоят, портят лицо города, но формально, коль скоро это договор аренды, продолжают осуществлять свою деятельность.

Прекращения договора аренды земельного участка сейчас как такового не предусмотрено. Если говорить о договоре на размещение НТО, то там предусмотрен чёткий повод — неосуществление деятельности. А что делать с тем ларьком, который существует на договоре аренды, как его демонтировать? Вот сейчас мы и занимаемся выработкой механизма, который бы позволил это сделать. У нас есть список всех нефункционирующих объектов, ведётся планомерная работа по установлению их владельцев и стимулированию собственников таких лавчонок либо к их благоустройству, либо к демонтажу.

Если переходить к ещё более конкретной теме, а именно — нестационарным торговым объектам на привокзальной площади, то стоит задача — превратить её в настоящее лицо города Кургана.

Первая часть этой работы — это благоустройство сквера и прилегающей территории, а вторая часть — перевод торговли здесь на новый качественный уровень. Там есть три типа объектов — нестационарные торговые объекты, ярмарка за ДКЖ, которая работает на законных основаниях, и несанкционированная торговля. И в каждом случае должны быть разные подходы к решению проблем.

Здесь мне хотелось бы выразить благодарность всем предпринимателям, которые с огромным пониманием отнеслись к планам городской администрации по благоустройству прилегающей территории. Естественно, первая их реакция была достаточно сложной, они восприняли это как нарушение их прав. Но потом в ходе переговоров, регулярных встреч, когда удалось им донести информацию о предоставлении компенсационных мест и сохранении их бизнеса, они пошли на очень конструктивное сотрудничество.

Что касается ярмарки, то сейчас идёт достаточно плотная работа с её организатором — Центральным рынком, и его администрация уже выдвинула предложения по оптимизации этих торговых рядов, по расширению бесплатных прилавков для мелких производителей.

Несанкционированная торговля — это настоящий бич. У нас есть масса обращений от жителей близлежащих домов с просьбой решить проблему с торговлей, которая идёт вдоль стен домов № 10 и № 12 по ул. Станционной. Поэтому нам придётся её либо упорядочивать, либо ликвидировать совсем.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *