В августе бронзовый памятник установят в центре Далматовского Успенского мужского монастыря, который старец основал в 1644 году
Как сообщила kikonline.ru скульптор Ольга Красношеина, на данный момент она закончила лепку памятника преподобному Далмату Исетскому.
— Его перевели в гипс вчера, — сказала скульптор. — Памятник планируется установить из бронзы в августе этого года в городе Далматово в центре Успенского мужского монастыря на невысоком постаменте, чтобы люди могли подходить и ощущать его ближе.
Сроки очень сжатые. Но я получила удивительный духовный и творческий опыт, когда месяц прожила в монастыре и занималась лепкой памятника. Я еще расскажу об этом.
Идея памятника духовная и содержательная. Человек, монах, который несет и принес на зауральскую землю христианство, — отсюда пошла жизнь нашей земли. У него воспитывался и рос Тимофей Невежин.
Преподобный изображён в ангельском чине, аскетичен, внутренне собран, в молитвенном состоянии диалога. В руках у него икона Успения Божьей Матери, с которой он пришел на эти земли, в Исетскую пустынь. В скульптуре нет ничего лишнего, только внутреннее содержание, пластика форм, а полы мантии, как крылья. Он парит и теперь явился к нам с Небес.
Напомним, что старец Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский, родился в 1594 году в семье казачьего атамана Ивана Мокринского в Берёзове (ныне Ханты-Мансийский автономный округ).
Дмитрий числился в детях боярских и около 1627—1628 годов вместе с семьёй был переведён из Берёзова в Тобольск. В документах 1628 года он упоминается как тобольский городничий, а в 1633 году — как приказчик (тогда так называлась военно-административная должность, т.е. начальник) в Вагайском остроге.
В 1642 (1643) году Дмитрий оставил службу, жену, детей и принял монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре.
Около 1644 года Далмат в поисках уединения оставил монастырь, где ему предлагали должность строителя, и стал жить отшельником в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище. Вскоре вокруг Далмата образовалась группа последователей, была создана Исетская пустынь, ставшая первым русским поселением в долине реки Исети.
С 1649 года в монастыре Далмата жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана. В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов была убита, остальных увели в плен.
Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена.
В 1662—1664 годах монастырь вновь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 году архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею»).
В этот период Далмат несколько раз был при смерти, дважды его монастырь уничтожали до основания и дважды он восстанавливал его из руин.
Для распространения православия в Зауралье Далмат вместе со своим сыном Исааком в 1684 году основали рядом с Успенским монастырём женский Введенский монастырь, в котором проживало 27 сестёр.
Преподобный Далмат скончался 25 июня (5 июля) 1697 года в возрасте 103 лет.
Фото предоставлено Ольгой Красношеиной.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости