Классика свежих чувств

курган новости

В Кургане открылся второй музыкальный фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет». ВИДЕО

Мы ждали этого концерта с момента окончания первого фестиваля. Потому что общения с таким маэстро музыки, как Элисо Вирсаладзе, всегда мало. У нее есть уникальный дар — она умеет открывать в классике ее человечность и свежесть чувств.

Каким необыкновенным, неожиданно простым и проникновенным, словно только сейчас впервые звучащим, как нежное размышление вслух, окажется «Музыкальный момент» Шуберта. И этот «немеркнущий свет» классики озаряет сердце надеждой и радостью, всеми оттенками благородных и высоких чувств. Оказывается, они не канули в прошлое и мы им подвластны. Для того чтобы оживить их, вернуться к ним, нужно «всего лишь» услышать, как Элисо Вирсаладзе играет Бетховена — сонату № 25, соль мажор, арию 79, написанную в 1809 году с детских лет знакомую классику. Всё проникнуто поэзией и молодостью.

Совершенно иначе звучит соната № 27, ми минор, ария 90, посвящение графу Морицу Лихновскому. Монолог в первой части сменяется драматическими контрастными эпизодами, диалогом, а во второй части игра света и тени, мажора и минора, выразительный речитатив навевают романтические чувства…

«Это что, Прокофьев?» — с недоумением шепотом спросили меня соседка справа. — Я думала, он агрессивный, а это же… Звучит, как классика». А Прокофьев и есть классика. Почему-то многие до сих пор с опаской относятся к искусству двадцатого века. Словно у Казимира Малевича только и есть один «Черный квадрат», а у Прокофьева — «непонятные диссонансы». Но нельзя постоянно избегать своего времени.

Каждый творец — это космос, в нем раскрываются свои глубины и долины, светят свои звезды, бурлят свои реки или светлые ручьи… И каждый художник знает, что такое любовь. А Прокофьева вообще называли «Моцартом двадцатого столетия» — за оптимизм и светлое мировосприятие. Даже в самом трагическом балете «Ромео и Джульетта» в финале звучит — и с ней мы выходим из театра — тема любви. Но вернемся к сонате № 2 ре минор, арии 14 — агрессии в ней нет, но есть энергия, есть мысль, есть воля и движение, потом возникает почти меркуцианское скерцо, на смену ему приходит раздумчивое Andante, с нежными всплесками и умягчением сердца, а затем снова неукротимая динамика, кипение жизни…

Невероятный, романтический знакомый незнакомец Роберт Шуман — содержание второй половины вечера. Череда тихих и таинственных, взрывных и элегических, причудливых и драматических пьес создает такой диапазон эмоций, такой «стереоскопический портрет» композитора и такую близость понимания, что кажется — он наш современник и даже где-то соотечественник. Во всяком случае — союзник, со всей порывистостью юности, дерзостью и насмешливостью молодости и чувствительной лирикой зрелых лет. Лица в зале были удивительные, чуткие.

Завершением программы был обозначен один из самых блистательных романтиков — Ференц Лист, Испанская рапсодия. Темперамент пианиста-виртуоза да в придачу еще и темперамент испанского танца — арагонской хоты — это был ослепительно яркий, но музыкально-живописный и утонченный в рассыпающихся звездных блестках пейзаж с медлительным выходом в круг танцора — соло, монолог рояля торжествен и драматичен… Постепенно заполняя окружающее пространство мотив танца ширится — то рокочущим валом, то истаивая в улетающих в высь пассажах…

Восторгу публики, овациям — зал аплодировал стоя — наша щедрая гостья ответила просто: вместо привычно-триумфальной и виртуозной пьесы на бис она играла для нас — и зал сразу затих и замер — волшебно прозрачного и задумчивого Шуберта.

И еще, удивительная чуткость и совершенное чувство формы Элисо Вирсаладзе подсказали ей идеальный финал праздничного вечера в романтическом ключе. Вальс Шуберта «Венские вечера» в транскрипции Листа. Дивные мелодии Шуберта, окутанные кружевом воздушных пассажей Листа, — это было как сказка…

Чувство благодарности за проснувшуюся в душе нежность, за ощущение гармонии с миром, за вновь открытую для нас классику — Вам, Элисо! Праздник продолжается. Впереди — три вечера, три концерта, три счастливые встречи.

P.S. Специально к открытию Второго музыкального фестиваля «Элисо Вирсаладзе представляет» была подготовлена выставка заслуженного художника России Игоря Щетинина «Элисо Вирсаладзе посвящается». Автор хотел показать красоту природы Сибири, подчас суровую и могучую, с глубокими реками, крутыми берегами, и наше Зауралье — более равнинный, поэтический озерный край, где светлые березы золотятся по осени, а в небе тают летучие облака, где весной тепло и свежесть светлых рощ оттеняют бескрайние просторы полей и вроде бы неяркие, неброские деревни поднимают к небу купола и колокольни храмов, некогда заброшенных, но возрождаемых сегодня…

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *