В Кургане с аншлагом прошли спектакли гостей из-за рубежа

курган новости

«История лошади» Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова растрогала многих

Билеты на оба спектакля знаменитого Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова разлетелись моментально, публика с большим воодушевлением отозвалась на приезд зарубежных гастролеров. Театр из Грузии два вечера показывал курганским зрителям на сцене Курганского театра драмы свой самый знаменитый спектакль «Холстомер. История лошади» по мотивам повести Льва Толстого.

Такое счастье – видеть лучшие театры ближнего зарубежья с их самыми знаковыми и легендарными постановками – дарит курганцам проект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». Это уже вторая приятная театральная встреча в рамках «зарубежной программы» после гастролей минского театра.

Директор Тбилисского театра Николай Свентицкий, председатель Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, отмечает, что «Большие гастроли» — подарок судьбы не только публике из русской провинции, но и русским театрам за рубежом, которым жизненно необходима непосредственная связь с русской культурой: «Русский театр – последний форпост России в зарубежье. Мы просили внимания, и, наконец, нас услышали!».

Постановку Автандила Варсимашвили тоже нужно увидеть и услышать: она повествует о жестоком отношении к старости, о беспощадности к иным, о терпении, прощении, любви и предательстве, о достоинстве униженного и оскорбленного, но не сломленного существа… И хотя это история пегого мерина, рассказанная от первого лица, всем понятно, что речь идет и о человеческих отношениях, в том числе. И в первую очередь о них.

Хотя история лошади может быть не менее трагичной. Я сама помню такую из детства, когда на каникулы приезжала погостить в деревню к тете. Там в колхозе был старый конь по прозвищу Убивец. Досталось это имя ему, тогда еще молодому и резвому жеребцу, за то, что будучи норовистым и необъезженным скакуном, он сбросил с себя юную девушку и она погибла. По рассказам, коня избили сильно, и вся его жизнь протекала под градом ругательств и ударов кнутом. Мне после этих рассказов было невыносимо жаль старого и терпеливого Убивца с печальными глазами, покорного немилосердной судьбе.

Такая же примерно судьба досталась главному герою пьесы – Холстомеру, когда-то роскошному жеребцу, пострадавшему за свою «неаристократическую» окраску. От него в юности отвернулась любимая, а потом и единственный любимый и любящий хозяин стал причиной всех горестей лошади. И табун молодых и резвых лошадок, чью изящную пластику передают артисты, издевается над жалким стариком, даже не подозревая, что когда-то он был чемпионом на скачках и гордостью князя. «Бывает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая, и величественная вместе», — так с отчаянием о себе говорит герой истории.

Смотреть фоторепортаж Александра Алпаткина

Режиссер представил главного персонажа спектакля в трех возрастах. Наивного жеребенка, затем молодого и крепкого жеребца, ослепленного любовью, а после — старого пегого мерина, вспоминающего на пороге гибели свою жизнь, полную страданий, играют три артиста, сходясь, как прошлое и настоящее, в одном круге. На театральном круге, раскручивающемся на сцене с бешеной скоростью, проносится с табуном и жизнь героя. Терпеливого и любящего старого мерина так надрывно сыграл Валерий Харютченко, что ему присудили на фестивале в Москве «Золотой диплом», а спектакль был удостоен Гран-при XI Международного форума театрального искусства «Золотой Витязь».

Вроде бы никаких новых, особенно острых приемов и форм режиссер не использовал – все достаточно традиционно, но спектакль неизменно собирает аншлаги, как случилось и в Кургане.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *