Почём поехать стоит?

курган новости

В газете «Курган и курганцы» уже публиковалась информация, что с 1 ноября в Кургане на некоторых маршрутах подорожал проезд на общественном транспорте, до 23 рублей. Читательский комментарий на сайте газеты ожидаемый: «Ну началось…»

И тут необходимо важное уточнение: подорожал разовый проезд за наличный расчёт.

Федеральное законодательство предоставило перевозчикам возможность работать по нерегулируемым властью тарифам. Впрочем, нерегулируемость эта относительная, она зависит как минимум от здравого смысла перевозчиков, придерживающего их естественную коммерческую жажду извлечения прибыли.

Возможно, здравый смысл подсказал некоторым курганским перевозчикам поиск решений, при реализации которых можно получать прибыль не только ломовым увеличением стоимости проезда. Парадокс, но при нерегулируемых властью тарифах перевозчики начали пробовать регулировать тарифы сами.

Речь идёт о внедрении систем безналичных расчётов за проезд и встроенных в системы различных скидок для пассажиров. На сегодня известно о трёх курганских перевозчиках, работающих в этом направлении: «Транспортная компания», ИП Белобородов, «Транссервис».

новости курган

Поскольку 23-рублёвую информацию первой инициировала группа компаний «Транссервис», на её примере и осмотримся. На самом деле на маршрутах этого перевозчика сегодня действуют четыре тарифа: разовый проезд за наличный расчёт — 23 или 22 рубля; проезд по транспортной карте за 20 рублей; проезд по транспортной карте за 19,23 рубля; проезд по транспортной карте за 15 рублей. Руководитель «Транссервиса» Алексей Кирпищиков предпочитает называть эту схему экспериментом, результаты которого будут анализироваться и при необходимости схема будет меняться. Но на сегодня факт: у пассажиров есть возможность проехать не только дороже, но и дешевле.

Вместе с «Транссервисом» эту схему изучает на удобство и прибыльность на одном из своих маршрутов ИП Белобородов.

«Транспортная компания» пытается внедрить абсолютно другую систему безналичных расчётов.

Остальные курганские перевозчики пока как максимум присматриваются к опыту коллег, как минимум — надеются, что пронесёт, — внедрение системы безналичных расчётов требует немалых денежных средств.

Не пронесёт.

За экспериментами городских перевозчиков почти не видны безналичные планы областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики. А они есть. По неофициальной информации, сегодня в этих планах — завести в Курган некую тюменскую структуру, которая должна стать единым оператором-держателем карт безналичного расчёта, которая будет собирать деньги с пассажиров и затем распределять их по перевозчикам, удерживая за свои хлопоты семь процентов. Конечно, планы могут меняться — идея о вводе единого оператора уже перенесена с 1 января как минимум на 1 марта.

Сама по себе идея департамента о едином операторе здравая.

В муниципальном реестре числится 24 курганских перевозчика.

Даже если учесть, что часть из них объединены в могучие коммерческие кучки, гипотетическая возможность для пассажира таскать в бумажнике несколько карт разных платёжных систем, чтобы гарантированно проехать по безналу на любом маршруте, — большое неудобство. Но настораживает, что департамент пока настроен действовать директивно, насаждая оператора «сверху», практически не обращая внимания на опыты перевозчиков. Если курганские перевозчики (большинство) не очнутся от магии простого повышения наличного тарифа, за них всё решат, как свидетельствует опыт других городов.

Тема единого оператора безналичных расчётов потенциально конфликтна.

Вариант, при котором перевозчики сами договорятся о единой для всех схеме и создадут свою структуру, пока, при пассивности большинства, маловероятен. Кроме того, с точки зрения власти, он непрозрачен, не будет понятно (как и сегодня), сколько реальных денег зарабатывает перевозчик (читай — налогоплательщик).

Вариант создания оператора на базе муниципальной структуры, того же транспортного управления, вполне обсуждаем, при непременном условии установления минимально возможного процента за операторские действия либо вообще без такового, поскольку перевозчики уже и так платят транспортному управлению за услуги. Но тут сразу всплывают интересы областной структуры, о чём говорилось выше. (Причём интересы эти, похоже, не только статусные. По неофициальным данным, перевозчикам уже делаются предложения платить за услуги, связанные с ГЛОНАСС-навигацией, в адрес АО «Региональный навигационно-информационный центр Курганской области»; сегодня деньги за эту услугу поступают в МКУ «Транспортное управление»).

курган новости

При варианте ввода в Курган иногороднего оператора некие деньги будут попросту зарабатываться на курганцах и уходить отсюда. Причём «чужак» вряд ли станет работать за один процент — и его долю перевозчики, не терзаясь, включат в тариф.

В общем, есть над чем подумать, чтобы исключить потенциальный конфликт на стадии теории, а не практики.

Ну а что касается разового проезда стоимостью 23 рубля… Дежурный прогноз: к этой стоимости будут постепенно подтягиваться и другие маршруты, другие перевозчики. Исключения возможны, ведь возит сегодня «КурганАвтолайт» пассажиров за 20 рублей при «общих» двадцати двух. Тем не менее предпосылки к увеличению разового тарифа есть. В частности, ныне в городской администрации с перевозчиками обсуждается возможность того, что городской бюджет перестанет доплачивать им 4 рубля за перевозку льготных категорий пассажиров. В случае, если «договорённость» будет достигнута и перевозчики повезут льготников за талон (то есть за 18 рублей), даже общий разовый проезд в 23 рубля ненадолго…

Но на некоторых маршрутах, как уже отмечалось, есть варианты. Дежурно-перспективный прогноз: количество «безналичных» маршрутов будет увеличиваться. Во-первых, рано или поздно в конкурсной документации на маршруты появится пункт о наличии у кандидата в перевозчики системы безналичного расчёта. Во-вторых, конкуренцию никто не отменял. Времена, когда перевозчики дружно били челом департаменту государственного регулирования цен и тарифов, прошли. Сегодня головой нужно не биться, а включать её.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *