Мужская и женская «Параллели»

курган новости

Третий фестиваль современного искусства «Параллели» подвел свои итоги

За неделю более 1600 человек посетило 40 мероприятий фестиваля. На нем выступили 33 участника из городов Челябинск, Санкт-Петербург, Сургут, Тюмень, Каменск-Уральский, Екатеринбург, Белгород. Впервые Союз театральных деятелей России направил на фестиваль театрального критика из Москвы Анну Жук, к которой присоединился критик из Екатеринбурга Алексей Кокин. Судя по отзывам искушенных театралов, курганский фестиваль даст фору многим другим. «Что вы с нами делаете? У нас же будет теперь театральное похмелье!» — не сдерживал восхищения Алексей Кокин.

Высокие гости отметили курганский «Добрый мультик своими руками», претендующий на открытие нового театрального жанра, хореографические спектакли студии современного танца «Рестарт» и Челябинского театра современного танца. В театральной составляющей праздника для них стали настоящим открытием спектакли «Мизантроп» («Коляда-центр», Екатеринбург) и «Наташина мечта» (Белгород). И уж точно критики станут завсегдатаями поэтических слэмов после увиденной в Кургане фееричной «битвы поэтов» Кургана и Екатеринбурга, взорвавшей мозг всем участникам этого мероприятия.

Разделяя мнение критиков, освежу в памяти зрителей события предпоследнего дня фестиваля, подарившего нам сразу две «бомбы замедленного действия» — хореографические откровения и театральное чудо.

О чем думают мужчины

Челябинский театр современного танца под управлением Ольги Пона не впервые пленяет своим философским подходом к танцу зрителей фестиваля «Параллели». Всемирно известный театр (тринадцать номинаций на Всероссийскую национальную театральную премию «Золотая маска», получены две!) привез два пластических спектакля. В первом – «Error» – исполненном парой Дениса Чернышова и Кристины Леоновой, ими же и придуманном, каждый мог увидеть нечто свое. Компьютерную зависимость, людей-роботов, из которых система вьет нити-провода, или запутавшуюся в извне навязанных правилах душу.

Сами авторы так объяснили свою постановку: «Есть душа и есть ее желания- веревки, которые тянут нас к материальному. Пять проводов – это пять элементов: земля, огонь, вода, воздух, эфир. Девушка олицетворяет разум героя. Человек начинает прислушиваться к разуму и обогащать свою душу. В итоге он вырывается из материального плена, освобождается от материи, становится духовным».

Один из зрителей в зале куда более приземленно трактовал сюжет, поворачиваясь к жене: «Ты из меня так же веревки вьешь!». Но в любом художественно осмысленном видении есть своя правда, в том числе ироническая.

Постановка «Год без любви» в исполнении мужского дуэта Дмитрия Чегодаря и Рафаэля Тимербакова была менее абстрактной – канва рассказа укладывалась в рамки мужского разговора по душам, озвученного музыкой группы «Бигуди» и словами Евгения Гришковца. Станцевать экспрессивно, одновременно жестко и нежно, мужские переживания танцорам помогало театрализованное решение драмы.

Дмитрий Чегодарь пояснил: «В песне есть строки: «Я помню все твои платья, все твои прически, я помню всё. Просто не хватило сил. Но зато я прожил год без любви…». В них ключ к прочтению всей работы. Для меня это разговор трех мужчин на кухне. Гришковец звучит не как фон, он и есть третий участник спектакля, это его переживания, а мы танцуем свои».

— Это не о чем говорят мужчины, а о чем думают мужчины, — добавляет Рафаэль.

Трагедия пацанки

Про спектакль «Наташина мечта» Независимого молодежного театра «Новая сцена-2» (Белгород) театральный критик Алексей Кокин сказал: «Произошло театральное чудо: до боли знакомый текст я услышал заново и мне было интересно его снова открывать. Блестящий пример того, что театр должен быть разным, использовать новые формы».

Если бы фестиваль раздавал призы, то в номинации «лучшая женская роль», без сомнения, победила бы юная Анастасия Оболенская, вынесшая на себе весь груз, нерв и бешеный ритм моноспектакля. Даже критики не могли поверить, что девушка – непрофессиональная актриса, так безупречна и органична, естественна она была в роли девочки из детского дома, безуспешно искавшей любовь – сначала собственной матери, потом молодого человека. Ожесточенного сердцем подростка, зло и жестоко мстящего за свои разочарования, Настя играет страстно, открывая тайник искалеченной души, умеющей быть наивной, ранимой и нежной.

Хорошо знакомая мне по многочисленным постановкам пьеса уральского драматурга Ярославы Пулинович заиграла новыми оттенками. Даже формат общения со зрителем и обустройства сцены был кардинально отличен от привычного антуража из одинокого стула на темной сцене и актрисы на нем. В этом спектакле участниками действия становились сами зрители, рассаженные на стулья вокруг героини, – кто безмолвно исполнял роли подруг 17-летней Наташи, кто молча справился с ролью Валеры, разбившего ей сердце журналиста, а зареванные от переполняющих чувств зрительницы в зале враз превратились в несуществующих матерей девочки, в минуты тоски по материнскому теплу прижимающейся к их коленям.

Порывистая, переполненная бешеной подростковой энергией Наташа в ночной рубашке в финале меняет ее на подвенечное платье, больше похожее на саван, а на смену надежде приходит отчаяние. Сочувствовать или осуждать? — этот вопрос каждый решает для себя сам.

Настя Оболенская в беседе призналась, что во многом схожа со своей героиней: «Это полное попадание в меня, я же тоже пацанка. И вообще для меня это спектакль про мою маму. Она никогда не была на моих спектаклях, но я всегда представляю, что она присутствует рядом и мне это помогает в какой-то степени. У нас с ней были сложные отношения на тему театра. Она не одобряла моего увлечения, поэтому я и из дому сбегала, и скандалы были».

На курганских «Параллелях» яркая и талантливая Настя блистала как актриса и в читке новой пьесы Шергина — «Правила».

Сейчас молодежный театр, в котором играет Оболенская, набирает популярность, его активно приглашают на фестивали. А ведь несколько лет назад всю труппу со скандалом выгнали из института культуры, где театр ютился, за пристрастие к современной драматургии.

К счастью, в Кургане современное искусство в чести, и мы уже с нетерпением ждем новые «Параллели», которые пройдут в следующем театральном сезоне.

На фото Ларисы Бушмановой сцена из спектакля «Наташина мечта».

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *