По доходам и расходы

курган новости

Руководитель администрации Кургана Андрей Потапов рассказал о бюджете города на 2018 год


Последний месяц года, помимо понятных всем предпраздничных хлопот, заметен ещё одним важным процессом: на всех уровнях в РФ выходит на финишную прямую подготовка бюджетов на следующий год, а также, коль скоро мы вернулись к серднесрочному планированию — и на период 2019 и 2022 годов. Происходит это и в Кургане.

Хотя, с одной стороны, бюджет — это просто ряд скучных цифр, с другой — за ними скрывается зарплата тысяч людей, социальные льготы, ремонт школ и детских садов, строительство дорог, установка светофоров, уборка улиц и многое, многое другое. О том, с каким бюджетом предстоит жить курганцам в 2018 году мы побеседовали с руководителем администрации города Андреем Потаповым. 

— Андрей Юрьевич, подготовка главного финансового документа — бюджета города на 2018 год и среднесрочную перспективу вступила в завершающую стадию. 15 ноября документ был внесён в Курганскую городскую Думу. Как происходило формирование бюджета в этом году? Что бралось за основу?

— Проект решения Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учётом тезисов Бюджетного послания Президента России В.В. Путина, основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза социально-экономического развития города Кургана. Проект сформирован на основе программно-целевого метода планирования.

Планируется к реализации 29 муниципальных программ на общую сумму 5 092,5 млн. рублей, что составляет 81,6% от общей суммы расходов. Отмечу, что часть программ мы объединили. Причина была очень проста: ранее они разрабатывались, утверждались Думой, но, увы, далеко не все из них были обеспечены рублём, либо финансирование было мизерным. Напомню, что в 2015 году оптимизировать муниципальные программы, которых тогда насчитывалось 41, рекомендовала Общественная палата Кургана. После того, как администрация города проанализировала весь перечень программ, было принято решение объединить некоторые из них.  

— Обратимся к параметрам бюджета. Какими они планируются в очередном финансовом периоде?  Дефицитным или профицитным будет бюджет 2108 года? На чём основан этот прогноз?

— Основные параметры бюджета на 2018 год — доходы 5 906,2 млн. рублей, расходы — 6 241, 2 млн рублей. При этом дефицит составил 355 млн. рублей, этот параметр максимально разрешённый Бюджетным кодексом для городских округов.

Прогноз бюджета основан на реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Кургана на период до 2030 года и на принятых муниципальных программах. Формирование бюджетных параметров производилось исходя из необходимости исполнения действующих расходных обязательств города.

— Из чего сформирована доходная часть городского бюджета? Увеличатся или уменьшаться налоговые поступления в общей структуре собственных доходов бюджета?

— Доходы бюджета складываются из трёх частей: налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Первые составляют 36%, вторые — 21% и третьи — 43% объёма доходной части. Налоговые доходы в 2018 году планируются в сумме 2106,3 млн. рублей, что на 95,6 млн. рублей больше, чем ожидается получить в 2017 году. В налоговых доходах 64,9% составляет налог на доходы физических лиц, на втором месте  земельный налог — 13,3% и затем следуют единый налог на вменённый доход и налог на имущество физических лиц  — 9,2% и 7,4% соответственно.

Безвозмездные поступления в 2018 году планируются в сумме 2 552,8 млн. рублей. Средства предусмотрены для исполнения переданных на муниципальный уровень государственных полномочий, на оплату труда сотрудников общеобразовательных и дошкольных учреждений, дорожный фонд и некоторые другие цели. 

— Сохранит ли бюджет свою социальную направленность? Как будут исполняться социальные обязательства муниципалитета перед гражданами?

— Бюджет города на 2018 года сохранит свою социальную направленность. На финансирование социальной сферы планируется направить 4 307,9 млн. рублей, что составит 69% всех расходов. Кроме финансирования бюджетных учреждений в бюджетной сфере будут сохранены льготы по питанию. Бесплатно будут питаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе дети-инвалиды) и обучающиеся из малообеспеченных семей. Также бесплатно на общественном транспорте смогут ездить дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и школьники из малообеспеченных семей. Кроме того, предусмотренные средства на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации и оздоровление работников образования и культуры. Таким образом дополнительная социальная поддержка населения сохранится на уровне  2017 года.

— Сколько денег запланировано на ремонт дорог?

— В бюджете города Кургана на 2018 год предусмотрены ассигнования на дорожное хозяйство за счёт средств дорожного фонда Курганской области в сумме 440,9 млн. рублей. Кроме того, на развитие улично-дорожной сети за счёт средств бюджета города Кургана планируется направить 51,6 млн. рублей.

Здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что когда мы говорим о расходах на дорожное хозяйство, речь идёт не только о строительстве дорог, их содержании, ямочном ремонте и так далее. В эту же статью включены обустройство пешеходных переходов, установка и замена светофорных объектов, разметка, то есть большой комплекс работ, направленный на развитие дорожного хозяйства. Не стоит в следующем году ждать большого прорыва, но, понимая всю социальную значимость этой темы, нами принято решение использовать не только деньги дорожного фонда, но и добавить средства из городского бюджета.

—  Насколько известно, в следующем году планируется начать долгожданное строительство магистрали по улице Бурова-Петрова между ул. Куйбышева и ул. Гоголя, пока на участке от ул. Гоголя до ул. Карла Маркса. Кроме того, объявлен конкурс на разработку проекта ремонта моста ЖБИ от ул. Химмашевской до ул. Промышленной. Можно ли будет сделать этот путепровод в 2019-2020 годах?

— Проведены работы по очистке территории между улицами Гоголя и Карла-Маркса. Строительство разбито на этапы, поскольку единовременно нам такую сумму, 178,4 млн. рублей, не потянуть. В следующем году мы упомянутый участок, будем надеяться, сделаем. Что касается моста ЖБИ, то здесь не всё так просто и будет зависеть от финансирования.

Дело в том, что перед тем, как начинать реконструкцию, необходимо сделать объездные дороги. Без этого мы не можем прекратить движение по мосту, который соединяет Центр с Заозёрным и Рябково, где живёт треть населения Кургана. Надо понимать, что сами работы по строительству  путепровода не уложить в один сезон — они продлятся минимум полтора года. Сумма, необходимая на этот проект — 801 млн. рублей, включая постройку объездных дорог.  В следующем году максимум, что мы можем успеть — пройти госэкспертизу проекта, а в 2019, надеюсь, начнём сами работы.

курган новости

— На днях стало известно, сколько Курганская область получит из федерального бюджета в 2018 на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды» — главный финансовый документ страны был утверждён Государственной Думой в третьем, окончательном чтении. Это 172 млн. 897 тыс. рублей. В текущем году из городского бюджета на проект было выделено 6,5 млн. Увеличится или уменьшится эта сумма?

— В 2017 году мы выделяли такие средства, исходя из того, что не хватало финансирования на то количество объектов, которое было выбрано для благоустройства. Пока я не готов сказать, сколько средств из городского бюджета может быть выделено в следующем году, поскольку пока нет рекомендаций  Минстроя РФ о том, каким должен быть процент муниципального софинансирования программы. Но мы обязательно примем финансовое участие в этом приоритетном проекте.

— В этом году на ремонт объектов социальной сферы была выделена значительная сумма. Продолжатся ли ремонты школ, детских садов, учреждений культуры, запланированы ли на это средства в бюджете? 

— В социальные объекты надо вкладывать средства в обязательном порядке, потому что там учатся наши дети. Они должны видеть положительные изменения в стенах образовательных учреждений, в клубах, спортивных центрах, куда они ходят в кружки и секции. В конечном итоге, именно это даёт им возможность гордиться и любить свой город и оставаться в нём жить. В этом году мы поработали в этом направлении действительно неплохо, продолжим это и в 2018 году.

Разработан проект муниципальной программы «Капитальный, текущий ремонт зданий, благоустройство и содержание  прилегающих территорий учреждений социальной сферы на 2018-2020 годы». На эти цели в бюджете города Кургана планируется направить не менее 150 млн. рублей, в том числе должен быть закончен ремонт Дворца детского (юношеского) творчества. Здесь замечу, что мы столкнулись не только с финансовыми трудностями.

Дело в том, что здание ДД(ю)Т является объектом культурного наследия регионального значения (оно входит в  градостроительный ансамбль площади им. Ленина). К сожалению, в Кургане нет ни одной лицензированной организации, имеющей допуск к ремонту таких объектов. Однако, когда мы подаём заявки, на аукционы никто не заявляется. Причина в том, что объектов культурного наследия немало и в других субъектах Федерации, поэтому подрядчикам удобнее работать, естественно, у себя дома. Имеет значение и кадровая проблема. Хорошо, предприниматель лицензию оформит, но где он найдёт достаточное количество квалифицированных специалистов? Речь идёт даже не о ремонте старинных зданий, мы столкнулись с такой проблемой при выполнении программы по благоустройству в этом году, хотя работы здесь куда более простые. Но это отдельная тема.

— Да, вернёмся к бюджету. Как при его принятии будет выстроена работа с депутатским корпусом и гражданами? Когда пройдут публичные слушания по бюджету?

— В сентябре — начале октября, я индивидуально встречался с каждым из 25 депутатов городской Думы. Мы говорили о том, как выполнять наказы избирателей в каждом из округов. К сожалению, все они сразу не исполнимы. В отдельных случаях сумма, которая требуется на это, превышает 300 млн. рублей, в среднем по городу выходит 150 млн. рублей на округ. Вот и перемножьте — получится почти 4 млрд. рублей, при том, что расходная часть бюджета, напомню, 6,2 млрд. Если выполнить все наказы, то что тогда делать с остальными расходными обязательствами? Поэтому мы договорились с парламентариями о том, что выберем наказы жителей города, которые наиболее важны для каждого из округов с социальной или инфраструктурной точки зрения.

Разумеется, депутатскими наказами дело не ограничивается. Представленный администрацией города проект бюджета рассматривает депутатская комиссия по бюджету налогам и сборам,  где принимается решение о принятии его к рассмотрению. Кроме того документ направляется в Контрольно-счётную палату для проведения экспертизы и в постоянные депутатские комиссии для внесения замечаний и предложений.

Специально подготовленный «Бюджет для граждан» в ближайшее время будет размещён на официальном интернет-портале администрации города Кургана kurgan-city.ru и на сайте департамента финансов и имущества. Это доступная и понятная информация годового плана по доходам и расходам.

Процесс утверждения бюджета предусматривает самое широкое участие горожан и непосредственно зависит от депутатского корпуса. Так, разработан и принят график проведения публичных слушаний по проекту бюджета. Слушания состоятся 7 декабря и я, пользуясь случаем, приглашаю горожан и общественные организации Кургана принять в них участие.

— Не раз бывал на таких публичных слушаниях и каждый год горожане выходят с весьма интересными предложениями. Как вы их учитываете?

— Основные пожелания горожан совпадают с нашим видением дальнейшего развития Кургана — это приведение общественных пространств в соответствие со статусом города, как областного центра. Здесь, как я считаю, нам необходимо сделать следующее. При сносе ветхого и аварийного жилья в центре города появляются незастроенные «пятна». Зачастую земля там находится в муниципальной собственности.  Эти территории возможно  отдать под благоустройство, к примеру, разбить здесь небольшой сквер или парк.

 А вот (Андрей Потапов показывает эскиз и план, — прим авт.) такое предложение внесли сами курганцы. Отрадно, что люди так хорошо знают свой город и могут предложить новое использование заброшенным участкам. Никогда не догадаетесь, где они хотят расположить парк с эстрадой, двумя беседками и фонтаном!

— И где же?

— Это на правом берегу Тобола в районе гидроузла, между расположением Поисково-спасательной службы и бывшей мельницей братьев Бакиновых. Это незатопляемая зона, сейчас она заросла, но если её благоустроить, то здесь мог бы появиться достаточно крупный парк. Я был бы очень рад, если бы этот проект вошёл в программу «Формирование комфортной городской среды». 

— И заключительный вопрос. Как в дальнейшем вы намерены работать над этим документом, есть ли какие-либо перспективы по увеличению доходной части? Ведь общепризнан тот факт, что бюджет города Кургана, мягко говоря, ограничен. Как администрация города работает над повышением доходной части, кроме того, все ли расходы являются необходимыми?

— Мы последовательно идём по пути решения обеих проблем — увеличения доходов и сокращения расходов. Так, администрации удалось договориться с перевозчиками о том, чтобы льготы на проезд для пенсионеров и школьников, которые мы раньше компенсировали из бюджета, они взяли на себя в качестве социальной нагрузки. Переговоры, на самом деле, велись почти год, но муниципалитет добился успеха. Почему это так важно? Потому что экономия для бюджета оказывается порядка 40 млн. рублей — а это для нас очень значительная сумма. Например, 60 млн. необходимо для того, чтобы провести реконструкцию старого здания Дворца детского (юношеского) творчества, чтобы оно вновь распахнуло двери для курганских ребят. Добавив ещё 20 млн. к 40 млн. мы сможем завершить реконструкцию. Так и в будущем на эти деньги можно из года в год направлять на решение актуальных вопросов.

Подводя итог, отмечу, что на перспективы я смотрю позитивно.  У нас в городе постоянно появляются новые предприятия, создаются новые рабочие места.  Мы организовали Проектный офис, который помогает предпринимателям минимизировать административные барьеры. Те бизнесмены, кто приходит в него, видят его эффективность, поскольку их проекты намного быстрее проходят согласование в различных ведомствах.

Увеличение доходов не даст желаемого эффекта, если не минимизировать расходы. Например, мы ликвидируем одно из муниципальных казённых учреждений, передавая его функции другому. Пусть это кого-то не устроит, но управленческий штат там был слишком большой для тех функций, которые это МКУ, я говорю о «Службе городских кладбищ», выполняет. Таким образом будем поступать и в дальнейшем. Разумеется, оптимизацию будем проводить так, чтобы доступность и качество муниципальных услуг не снизились.

Но будем, конечно, не только сокращать муниципальные организации. У нас в планах создать новое муниципальное бюджетное учреждение, которое бы занималось вопросами благоустройства. Дело в том, что муниципальные унитарные предприятия участвуют в конкурсах на равных основаниях с другими подрядчиками. Опыт показал, что зачастую на них выигрывают иногородние фирмы, которые нанимают наших же местных рабочих, а деньги просто кладут себе в карман. Хорошо, если выполнят то, что от них требовалось — ведь часто бывает наоборот. А новое МБУ будет работать по конкретному муниципальному заданию. Считаю, что это будет намного эффективнее.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: