Смотреть нам — не пересмотреть

курган новости

5 фильмов Андрея Тарковского

Тарковского иногда называют «пришельцем», имеющим внеземной, потусторонний взгляд на окружающий мир. В этом есть немалая доля правды. И сам мастер, и его герои кажутся заброшенными в этот странный мир, идущий якобы по пути прогресса, но внешнего, а не внутреннего, связанного с раскрытием и развитием духовного начала человека, сотворенного по образу и подобию Божиему. Тарковский считал, что мы об этом забыли. И своими фильмами пытался напомнить о необходимости возвращения к истокам. При этом предельно пессимистичен как в оценке наших возможностей, так и реального состояния земной цивилизации.


«Иваново детство»

Это первый (1962 год) полнометражный фильм Андрея Тарковского, принесший тридцатилетнему режиссеру мировую известность. Фильм о разрушенном, уничтоженном войной детстве. 12-летний герой потерял все: на его глазах фашисты расстреляли мать и сестру, погиб отец. Остались ненависть и жгучее желание мести.

Мальчик (эту роль сыграл Николай Бурляев) становится фронтовым разведчиком, искусным, жестким, неуловимым. Но это не приключенческий фильм о подвигах юного разведчика. Таких фильмов со всеми их стереотипами достаточно много. У Тарковского — иное. Война как катастрофа, апокалипсис, «высшая» точка деградации человечества, когда правит зло и убивается детство Ивана. Ему остаются только сны: о маме, о прерванном детстве, о неслучившемся счастье. Фильм Тарковского трагичен. Не «война и мир» как повод для описаний и рассуждений, а констатация хаоса и абсурда данного нам мира.


«Андрей Рублёв»

Это, возможно, самый оптимистичный фильм (1966 год) мастера. Первоначальное и затем восстановленное название — «Страсти по Андрею». В какой-то, весьма ограниченной, мере это исторический фильм, рассказывающий о жизни великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.

Действие происходит в начале русского ХV века. Но менее всего Тарковский стремится к воссозданию точных исторических реалий. Он никогда линейно не отражает действительность, пусть и историческую, не иллюстрирует, но создает свой мир. Фильм начисто лишен какой-либо лубочности, сусальности, розово-возвышенных представлений о России того времени (золотые купола, звон колоколов, все верующие и все молятся).

Монах Андрей Рублев одинок. Ему противостоит жесткая реальность: татарские набеги и погромы, вражда и продажность русских князей, голод и мор, разнузданные языческие оргии, скоморох с голой задницей и т.д. Какие уж тут иконы! Как их писать?! А тут еще старший товарищ, столь же великий иконописец Феофан Грек, говорит о греховной ничтожности человека, которого покарает Страшный суд. Но Андрей, преодолевая морок реальности и собственную слабость, пишет в Успенском соборе Владимира «Страшный суд» как праздник, как милость, как прощение человека.

Удивителен финал фильма, когда с экрана, обрывая черно-белые кадры, льется свет рублевской «Троицы». Фильм о преодолении, о возможности спасения уже в этом, земном, мире.


«Солярис»

Несмотря на то, что фильм (1972 год) — экранизация одноименного научно-фантастического романа Станислава Лема, одного из лучших писателей-фантастов ХХ века, к традиционной фантастике он имеет весьма отдаленное отношение.

Это философский фильм о природе человека, о бессмертной его душе, в которую, по признанию Тарковского, «человечество плюнуло со злобной радостью». Внешне действие фильма происходит в далеком будущем, но у Тарковского нет ни прошлого, ни будущего, а есть длящееся настоящее с его бесконечными вопросами и отсутствием готовых ответов.

На планете Солярис происходят странные вещи. Что-то неладное и с экипажем, работающим на ее орбите. Психолога Криса Кельвина посылают разобраться. Вот он туда и прилетает. Через какое-то время ему является жена, покончившая когда-то (не без вины Криса) жизнь самоубийством. Коллеги, работающие на станции, уверяют, что это призрак, клон, который следует уничтожить. Но Крис мучительно понимает, что Солярис вступил в контакт с его больной совестью, оживив жену. И он начинает воспринимать ее как живого человека.

Коллеги протестуют, продолжая бороться с Солярисом «научными методами». Все заканчивается плохо. Жена исчезает. А на прощание Солярис являет Крису родной маленький деревянный дом, на крыльце которого блудный сын стоит на коленях перед отцом. Фильм — о ложном пути земной цивилизации, преуспевающей в технических достижениях, но деградирующей духовно.


«Зеркало»

Самый сложный и загадочный фильм Андрея Тарковского (1974 год). Невозможно его ни описать, ни объяснить. Фильм-исповедь, поток воспоминаний и снов умирающего героя, который, по словам Тарковского, «был бы рад поверить в Бога, да не может».

Фильм автобиографичен. И Тарковский никогда этого не скрывал. В картине снялась его мама — Мария Тарковская-Вишнякова, которую сын безумно любил и не мог представить, что она когда-нибудь умрет. И всю жизнь чувствовал себя виноватым перед ней. За кадром звучит голос отца, замечательного русского поэта Арсения Тарковского, читающего свои стихи: «Свиданий наших каждое мгновенье мы праздновали, как Богоявленье».

Отец ушел из семьи, когда Андрей был совсем маленьким. Травма от его ухода для Тарковского осталась на всю жизнь. Мать поднимала двоих детей одна. Работала корректором, продавала вместе с сыном полевые цветы на рынке. Детство было голодным, ходили босиком. Все это отразилось в гениальном фильме Андрея Тарковского, но не документально, не историей конкретной семьи, а высокой тоской художника о невозможности счастья в этом «подлунном» мире. Говоря о «Зеркале», Тарковский скажет: «Мы делаем фильм о человеке без Бога, который ощущает свое неверие как потерю».


«Сталкер»

Это последний фильм (1979 год) Андрея Тарковского, снятый на Родине. Потом он уедет на Запад (это отдельная история, но во многом виноваты кинематографические и прочие власти, притеснявшие мастера).

Фильм снимался сложно — три раза картину переснимали, словно кто-то мешал, препятствуя довести дело до конца. И все-таки Тарковский снял гениальный фильм-притчу о поисках смысла жизни в бессмысленном и абсурдном мире.

Фильм горький и правдивый. Место действия — Зона (столь знакомое нам слово), возникшая то ли после падения большого метеорита, то ли еще чего, но в Зоне происходят всевозможные аномальные явления, угрожающие не только здоровью и жизни граждан, но и вообще стабильности и безопасности. Поэтому Зону закрыли, туда никого не пускают. Но желающие попасть в Зону, где есть волшебная комната, где исполняются заветные желания, все-таки есть.

И есть Сталкер (проводник), который и ведет туда людей. В картине клиентов двое — Писатель, успешный, злой, циничный; Ученый, предельно рационалистичный и сбалансированный, намеренный уничтожить комнату, чтобы не морочить людям голову всякой мистикой. Герои эти, как легко догадаться, символизируют прагматизм и рациональность существующей цивилизации. А Сталкер — дурачок, юродивый, который, по словам Тарковского, «хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить».

Пройдя многочисленные испытания и ловушки, герои добираются до комнаты. Но Писатель отказывается входить, потому что не знает, что у него там сидит в бессознательном, ведь комната реализует реальные, глубинные мечты и желания, и мало ли что произойдет. А Ученый в результате уговоров Сталкера разбирает заготовленную бомбу, отказываясь от уничтожения комнаты. Но никакого счастливого конца нет. Как сказал Тарковский, «мы уже в Зоне». И выхода пока не видно.

Главное фото —www.tarkovskiy.su.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *