Под сенью Рождества

курган новости

7 января — Рождество Христово — один из самых светлых праздников, которого с нетерпением ждут и взрослые, и дети

Канун Рождества — сочельник — на Руси всегда справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба — святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых.

Действительно были те, кто гадал, рядился медведями, свиньями и разной нечистью, пугал детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции считались языческими пережитками, с празднованием Рождества не имеющими ничего общего.

К истинным рождественским традициям можно отнести славление.

В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности: начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие.

Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа.

Последний российский царь Николай II любил праздновать Рождество — на него и дарились подарки. А Новый год встречали тихо, в кругу семьи и уже без презентов. Первого января у государя был обычный рабочий день. Так что те, кто являлся к нему в кабинет с докладом, накануне за праздничным столом не засиживались и на водочку не налегали. Однако как глава государства Николай II обязан был устраивать новогодний прием — он проходил в конце января, а то и в начале февраля.

Выдающийся русский писатель, публицист, православный мыслитель Иван Шмелев писал: «А не видавшие прежней России и понятия не имеют, что такое русское Рождество, как его поджидали и как встречали. У нас в Москве знамение его издалека светилось-золотилось куполом-исполином в ночи морозной — Храм Христа Спасителя. Рождество-то Христово — его праздник. На копейку со всей России воздвигался Храм. Силой всего народа вымело из России воителя Наполеона с двунадесятью языки, и к празднику Рождества, 25 декабря 1812 года, не осталось в ее пределах ни одного из врагов её. И великий Храм-Витязь в шапке литого золота, отовсюду видный, с какой бы стороны ни въезжал в Москву, освежал в русском сердце великое былое».

После революции, оказавшись в вынужденной эмиграции в Париже, Шмелев с тоской вспоминает прежнюю Россию, там он пишет свой знаменитый рассказ «Рождество в Москве»: «Рождество — в душе, тихим сияет светом. Это оно повелевает: со всех вокзалов отходят праздничные составы с теплушками, по особенно-низкому тарифу, чуть не грош верста, спальное место каждому. Сотни тысяч едут под Рождество в деревню, на все Святки, везут «гостинцы» в тугих мешках, у кого не пропита получка, купленное за русскую дешевку, за труд немалый.

Млеком и медом течет великая русская река… Вот и канун Рождества — Сочельник. В палево-дымном небе зеленовато-бледно проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать только: поют и славят. Синий бархат затягивает небо, на нём — звёздный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская?.. Вот она: над Храмом Христа Спасителя. Золотой купол Исполина мерцает смутно. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его плавает над Москвой вечерней, рождественской. О, этот звон морозный… можно ли забыть его?!»…

Как Рождество встречают зауральцы?

Традиционно каждый год воспитанники курганской школы-интерната № 60 для детей с ограниченными возможностями здоровья устраивают красивый рождественский праздник для взрослых: родителей, дедушек, бабушек, братьев и сестер и просто гостей.

Несмотря на все трудности, это уникальные ребятишки с высокой степенью жизненной мотивации, необыкновенно добрые и чуткие. Они танцуют, пляшут, участвуют в театральных постановках. Они активные и настоящие. А главное, в мире, где во многих охладела любовь, эти дети пытаются любви научить.

На светлый праздник Рождества дети готовят праздничный концерт, опираясь на полученные знания и навыки. Они показывают костюмированное представление, читают стихи, поют православные песни. И вот уже в который раз случается чудо — в мир приходит Тот, Кто принёс свет и любовь. Его встречают маленькие волхвы в халатах и чалмах, на школьной доске сияет Вифлеемская звезда, а бесценные дары возлагаются к ногам Новорождённого. Трогательно и проникновенно звучит хор из детских голосов: «В пещере ослик кушает овёс — в яслях лежит Христос», «В Его улыбке вечная любовь…».

Виктор Потанин, писатель:

— Я ежегодно провожу рождественские чтения в своей литературной студии при Курганском госуниверситете. Они начинаются за месяц до рождества и в течение этого месяца длятся. Мои воспитанники на рождественских встречах читают свои лучшие стихи, посвященные добру, нравственности, мечте, надежде. Затем мы проводим обсуждения, которые выливаются в чистые, домашние, семейные разговоры, хотя предмет обсуждения — это все-таки поэзия, литература, то есть духовность.

Сестра милосердия при Курганском сестричестве милосердия Наталья Быстрова:

— Рождество Христово я встречаю в храме святого благоверного князя Александра Невского. Рождественское богослужение особо благоговейное, праздничное, красивое. Длится оно всю ночь и заканчивается рано утром.

А традицию встречать Рождество заложила в меня бабушка. Человеком она была верующим, кротким, смиренным, с ранних лет читала мне Евангелие, водила в храм. Жили мы тогда в Куртамыше и на рождественскую службу всегда приходили в храм святых апостолов Петра и Павла, которому свыше 200 лет.

После службы бабушка угощала меня творожными сырниками по своему фирменному рецепту, которые готовила заранее. Теперь эти сырники я тоже каждый раз готовлю к рождественскому столу, зову гостей и поздравляю всех с праздником.

Протоиерей Сергий Климов, священник Свято-Никольского храма женского монастыря Похвалы Божией Матери села Боровского Катайского района, отец восьмерых детей:

— В рождественский сочельник, дождавшись первой звезды, вся семья собирается за столом для разговления. Оно происходит согласно обычаю позапрошлого века: стол устилается соломой и сеном (что напоминает ясли для скота, в которых родился Христос), поверх всего этого стелется праздничная скатерть, ставятся свечи. Когда наступает время ночной службы, все наши дети вместе с мамой (папа уже в храме) зажигают фонарь-свечку в стеклянных стенках — и вереницей идут от дома к церкви, поют тропарь Рождества. Перед этим дома украшается ёлка, игрушки для которой дети изготовили своими руками.

В сам день праздника дети ходят по домам прихожан — «со звездою путешествуют» и поют рождественские песнопения и колядки — славят Христа. Прихожане, в свою очередь, одаривают детей различными угощениями. Христославление продолжается и дома — песни и стихи исполняются перед папой и мамой. Затем поздравляем всех родственников и друзей. Свет Рождества всегда изменяет жизнь к лучшему!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *