Музыка, поднимающая ввысь

Новости Курган

Организатор проекта «Поющий город» Раиса Кудрявцева уверена, что у Кургана особая музыкальная аура

Есть в одной песне про учителя музыки такое его определение: «учитель и немножко чародей». Слова эти прекрасно характеризуют Раису Ефимовну Кудрявцеву, заслуженного учителя России, будто бы одним легким взмахом руки сумевшей увлечь весь город в страну волшебных мелодий и гармонии звонкого многоголосья. Создав беспрецедентный хор из обычных любителей пения всех возрастов и профессий, она сотворила маленькое чудо, превратив простых людей в звезд сцены, повлияла на судьбы людей, приподняв их, пусть ненадолго, как настоящая фея-крестная, над действительностью. Талант учителя зажег сердца ее учеников огромной любовью к песне и научил видеть главное – сверкающую и глубокую душу музыки.

Искренняя и горячая любовь к искусству нашей героини началась с самых ее юных лет. «Как родилась, так и запела», – смеется она. Хотя родители были людьми технических профессий, оба, поклонники Пермской оперы (Раиса Ефимовна родилась в Пермском крае, затем семья перебралась в Курган), часто и с удовольствием пели, как и бабушка, занимавшаяся воспитанием ребенка. Папа, прогуливаясь за руку с дочкой по парку, устраивал ей викторины на знание оперных героев и арий. А когда соседский мальчишка брал верхние ноты «Чардаша» Монти на аккордеоне, сердце малышки начинало учащенно биться, выпрыгивая из груди.

«В то время родители не имели возможности купить мне фортепиано, о котором я мечтала, и из-за этого я долго не могла поступить в музыкальную школу, – вспоминает известный хормейстер. – Поэтому я обучалась уже в вечерней музыкальной школе. Как раз тогда в нее пришел работать знаменитый зауральский преподаватель, композитор Игорь Алексеевич Парфенов. Эта встреча – подарок судьбы. Я стала его любимой ученицей, а он моим любимым учителем. Парфенов преподавал сольфеджио и теорию музыки. Все обычно ненавидят сольфеджио, а у меня это был любимый предмет. Игорь Алексеевич играл свои сочинения, а мы были его первыми слушателями. Он уехал из нашего города, но его произведения всегда звучат в живом исполнении, когда я провожу городскую олимпиаду по музыке».

Еще одна судьбоносная встреча в жизни Кудрявцевой произошла после окончания ею Свердловского педагогического института. Выпускница музыкально-педагогического факультета отправилась по распределению в Шадринский пединститут, где обучала учителей методике музыкального образования. Тогда же в Москве выдающийся композитор, педагог, учёный и общественный деятель Дмитрий Борисович Кабалевский создал лабораторию музыкального образования. Со всего Советского Союза к нему приехали преподаватели вузов, средних учебных педагогических заведений, методисты, чтобы обучаться по экспериментальной программе. Среди них от Курганской области была и Раиса Кудрявцева, единственная имевшая высшее музыкально-педагогическое образование в Зауралье.

– Эта встреча полностью изменила мое дальнейшее профессиональное существование, в течение 15 лет я ездила в Москву, получая материал на опробирование. Мы даже дали клятву, что, несмотря на то, что мы преподаватели вуза, будем обязательно работать в школах простыми учителями музыки, как и сам Кабалевский. Смыслом моей профессиональной жизни стала программа Кабалевского, она позволяла достичь нужных результатов, научить школьников чувствовать музыку, – рассказывает Раиса Ефимовна.

С горечью она говорит о том, что сегодня в нашей системе образования достижения ученого не востребованы в полной мере. Но дело его живет в его преемниках, фанатично преданных музыке, ведь «И одного мятущегося горячего сердца достаточно, чтобы тяга к красоте и прекрасному среди людей не исчезла», считал Тенгиз Абуладзе.

Неспокойное сердце, принесенная клятва и верность профессии вели курганского подвижника в первые ряды радетелей за высокое искусство и борцов за культуру, за сохранение лучших традиций преподавания уроков музыки. Хотя часто идеи курганского педагога не находили отклик у вышестоящих деятелей и властей, это ничуть не сломило ее дух энтузиаста.

А вот творческим людям ее инициативы пришлись по душе. Так, благодаря усилиям Раисы Ефимовны, в Кургане появились «Профессиональное сообщество учителей музыки общеобразовательных школ города», хор педагогов, затем по завету Кабалевского «Каждый класс – хор» вырос большой фестиваль-конкурс «Поющий класс, поющая школа, поющий город», к которому присоединились даже поющие детские сады.

Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Раисе Кудрявцевой пришла идея объединить всех страстных любителей пения в большой хор патриотов песни. Проект «Поющий город» образовался на волонтерских началах и сегодня в его составе поют чистыми и звучными голосами уже более 200 человек.

– С того момента, как я дала клятву Кабалевскому, я стала ощущать, что несу определенную миссию. Пение осветляет человека, меняет его ауру. В нашей филармонии собираются особенные люди, это даже канал «Культура» отмечал. Выдающиеся молодые музыканты приезжают в Курган обыгрывать новую программу, они здесь чувствуют себя среди родных и близких людей. Наша аудитория обладает какой-то особенной чуткостью, восприимчивостью, тонко чувствует сложную музыку и тепло встречает музыкантов, ободряет их. Когда Вологодский мужской хор запел а капелла, а весь зал подхватил мелодию «В горнице моей светло…» и так замечательно ее спел, я поняла, что в Кургане есть люди, которые могут откликнуться на мой призыв. И меня поддержали мои друзья-музыканты, хормейстеры, учителя музыки, Виктор Антипин, руководитель Курганского отделения Всероссийского хорового общества, Марина Муртазина (его заместитель, заведующая кафедрой хорового дирижирования Курганского музыкального колледжа имени Д. Д. Шостаковича), концертмейстер Анатолий Коновалов, звукооператор Дмитрий Аникин, фотограф Евгений Кузьмин, создатель уникального музея музыкальных инструментов Юрий Куньшин…

В составе «Поющего города» сегодня пять хоров: хор ветеранов «Поющие сердца», занимающийся в библиотеке имени Югова (хормейстер Н. А. Кирпищикова), хор горожан на базе школы № 11, где Кудрявцева проработала 25 лет, хор родителей 47-й гимназии «Магия» (руководитель, учитель музыки гимназии Ж. Ю. Найданова), молодежный хор «Виват» на базе музыкального колледжа, в который недавно влился хор лицея для одаренных детей «Гренада» (руководитель И. М. Фокина) и камерный хор «Ин канту» для участников из всех хоров – тех, кто хочет петь по нотам, петь а капелла. Общая черта всех хористов – желание не просто петь, а развиваться в пении, работать над собой.

«Поющий город» почти с первых взятых нот обрел невиданную популярность – публика берет штурмом залы, где проходят его выступления. А 23 января хор впервые будет выступать в большом зале областной филармонии.

На католическое Рождество посетители одного из торговых центров были поражены нежным и прозрачным, словно ангельским пением, льющимся с верхней балюстрады: «Поющий город» устроил флэшмоб и так проникновенно исполнил знаменитый рождественский гимн «Тихая ночь», что слушатели невольно смахивали слезы, растроганные душевными интонациями.

Участники хора признаются хормейстеру, что «Поющий город» сильно поменял их жизнь и характер. Некоторые мужчины даже бросили пить, начав самозабвенно петь.

– Ветераны, когда встречались, сначала такой базар устраивали! Они же испытывают недостаток общения, вот и начинали говорить все разом. Их угомонить было невозможно! А сейчас мы заметили, что люди стали уравновешеннее, спокойнее, терпимее, – отмечает автор проекта. – Я занимаюсь йогой и знаю, что музыка, которую мы поем, находится на уровне сердечной чакры и выше. Чтобы ее петь, нужно взлететь на уровень песни, а для этого требуется особое духовное состояние.

Помимо йоги руководитель хора занимается бальными танцами – на сцене нужна пластика и прямая спина. Бальные танцы всегда были мечтой Раисы Ефимовны, а недавно и мужа удалось вовлечь в это занятие. Внуки тоже подают большие надежды на музыкальном поприще, один из них – Платон – в составе детской труппы танцует на сцене театра оперы и балета Екатеринбурга.

Раиса Кудрявцева уверена: научить человека петь можно в любом возрасте, главное, чтобы он желал этого всем сердцем, и встретил профессионала, который поможет ему овладеть и своим голосом, и пониманием музыки. Она сама когда-то на спор за считанные недели настроила интонацию и голос детям, которых не приняли в музыкальную школу «из-за отсутствия музыкального слуха».

– Пение к тому же полезно для здоровья. Если человек поет правильно, на опоре, у него происходит массаж всех внутренних органов. Это профилактика рака, психосоматических заболеваний. Когда ты отдаешь всего себя музыке, в тебя заходит новая чистая светлая энергия и поднимает тебя, – улыбаясь, открывает секрет своей неутомимости учитель музыки по призванию Раиса Ефимовна.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *