Нервосберегательные технологии, или Как школьникам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ

Новости Курган

Рекомендации дает педагог-психолог курганского Центра помощи детям Мария Мягкова

Настрой перед экзаменом должен быть позитивным: это просто ещё один этап в жизни, и он далеко не самый важный. Да, его нужно преодолеть максимально успешно, и у ребенка это обязательно получится, потому что он обладает многими необходимыми для этого качествами… Советы и рекомендации дает педагог-психолог Центра помощи детям Мария Мягкова.

Проблемы надо упорядочить

— Психологи изучают основные трудности, с которыми сталкиваются школьники, сдающие экзамены. По нашим данным, главные эмоции, которые ассоциируются у школьников с экзаменами, это тревожность, страх, волнение. В результате проведенных исследований (в том числе и всероссийского масштаба) удалось выделить три основные проблемы.

Во-первых, это когнитивные трудности, то есть связанные с переработкой информации и выбором стратегии при подготовке к экзаменам. Как ребенку правильно распределить время на экзамене? В какой последовательности решать задачи? Хотя, казалось бы, ЕГЭ и ОГЭ сдают уже достаточно взрослые ребята, они, бывает, не могут самостоятельно выработать эту стратегию. И здесь на помощь как раз могут прийти родители. Причем единого рецепта здесь нет, ведь у каждого ребенка есть свои личностные особенности, которые необходимо учитывать. Например, есть такие дети — отличники-перфекционисты. Им всегда нужно выполнить все задания на «отлично», иначе они не чувствуют удовлетворения. В результате на экзамене они могут зациклиться на каком-то одном задании, по-тратить на него слишком много времени и не выполнить другие, на которые они, вероятно, знали ответы. Итог — низкие баллы. А родители за таких детей часто особо и не переживают, ведь они хорошо учатся, ориентированы на достижение успеха в учебе, значит, наверняка справятся с экзаменом. Таким ребятам стоит напомнить о необходимом минимуме баллов, помочь расставить приоритеты.

Бывает другая категория учеников — они любят все делать очень быстро, не проверяя результат. Им важно за оставшийся до экзаменов промежуток отрепетировать навык проверки ответов.

А для всех учеников, готовящихся к экзаменам, необходимо наладить режим дня. Это кажется простым советом, но он действительно работает. Свой день ребенку необходимо распределить так, чтобы было время не только для занятий, но и для отдыха. Закончить зубрежку надо до 22.00, по ночам ни в коем случае не сидеть! В течение дня между занятиями тоже должны быть перерывы, в том числе и сопровождающиеся физической нагрузкой, — это поможет быстрее расслабиться и в умственном, и в эмоциональном плане.

Вторая категория трудностей — это процессуальные, то есть связанные с самой процедурой сдачи экзамена. Первое, что вызывает волнение у детей, — это кардинальная смена обстановки, ведь ЕГЭ проводят в другой школе. Многих это сбивает с толку и мешает проявить свои знания в полной мере. Вторая проблема — это заполнение бланков ЕГЭ. Хотя дети многократно отрабатывают навыки их заполнения на уроках, все возможные варианты прописаны в контрольно-измерительных материалах, все равно у них появляется множество вопросов, когда дело доходит до самого экзамена. Третья проблема — сама процедура проведения экзамена. Дети не до конца осведомлены о том, как правильно себя вести, не знают, как подавать апелляцию, если они с чем-то не согласны.

Родителям в этом случае важно ещё раз вместе со своими детьми просмотреть особенности процедуры сдачи ЕГЭ, заострить внимание на правах и обязанностях ребенка.

Третья категория проблем — личностные, она связана с индивидуальными особенностями ребенка. Экзамен в любом случае — стрессовая ситуация, и дети, и взрослые могут себя вести в таких обстоятельствах по-разному. Родителям при этом важно создать дома спокойную психологическую обстановку. Иногда взрослые сами переживают больше, чем дети, и накручивают школьников до состояния постоянного эмоционального возбуждения. Важно, чтобы родители не переносили свои проблемы на ребенка, у которого главная задача — максимально проявить свои знания, и ему ничто не должно мешать при этом.

Как родителям готовиться к ЕГЭ?

Новости Курган

Педагог-психолог курганского Центра помощи детям Мария Мягкова

Вмешиваться ли взрослым в процесс подготовки школьника к экзамену — это вопрос индивидуальный. Кому-то из детей действительно повышенный контроль необходим, чтобы постоянно отчитываться о проделанной работе и видеть результат. Другим детям важно, чтобы для них была создана обстановка успеха и поддержки, когда родители говорят: «Мы в тебя верим, у тебя все получится. Даже если оценка будет не такой, на которую ты рассчитываешь, это не конец света». Главное — вовремя откликнуться, если школьник напрямую попросил эту помощь, потому что любому ребенку важно чувствовать поддержку.

Настрой перед экзаменом должен быть позитивным: это просто еще один этап в жизни, и он далеко не самый важный. Да, его нужно преодолеть максимально успешно, и у ребенка это обязательно получится, потому что он обладает многими необходимыми для этого качествами.

Кстати, школьникам стоит перед экзаменами обратить свое внимание еще и на разные методики саморегуляции — простые дыхательные упражнения, медитативные техники. Многим детям это кажется смешным — ну разве может помочь расслабиться то, что я просто глубоко подышу? Но это правда работает и помогает в стрессовой ситуации снять эмоциональное напряжение. Хотя об этом часто говорят школьные психологи, родителям тоже стоит обратить на это внимание. Тогда вероятность, что дети прислушаются и используют такие методики в нужный момент с пользой, выше.

Вообще родители — это самые близкие люди для ребенка. Если он не чувствует с их стороны необходимой поддержки, он наверняка будет ощущать себя неуверенно. Особенно если ему ставят жесткие ультиматумы: «Не наберешь столько-то баллов — домой можешь не приходить!» Это обязательно с отрицательной стороны скажется на результатах. Так что создавать гнетущую обстановку в семье при подготовке ребенка к экзаменам не надо ни в коем случае.

Кстати, если родители не разбираются в каком-то предмете и не могут подсказать ребенку правильное решение — в этом нет ничего страшного. И не надо бояться признаваться в этом. Зато важно увидеть потребность ребенка в поддержке и призвать на помощь специалистов — нанять репетитора, попросить педагога в школе объяснить что-то дополнительно. Родительский авторитет от этого не пострадает, а доверие в семье укрепится.

Вообще формировать правильное отношение ребенка к учебе родителям надо с первого класса. Основная ошибка, которую допускают многие родители, — это задавать ребенку с порога вопрос: «Что ты сегодня получил?» Ребенок видит, что родителям важнее всего то, как его оценивают учителя, а не реальные знания, которые он получил. Поэтому важно спрашивать правильно: «Что нового ты сегодня узнал? Что интересного с тобой сегодня произошло?» Да, оценки важны, но вы-то своего ребенка можете воспринимать непредвзято. Поэтому важно, чтобы он стремился в первую очередь к новым знаниям. Так что подготовка к сдаче экзаменов начинается уже с первого класса.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *