Смотреть нам — не пересмотреть

 курган новости

5 знаменитых картин о весне

Весна наконец-то, кажется, вступает и на нашу озябшую землю. Это — жизнь, поэзия и музыка. И, разумеется, свет и цвет. Вот почему нет, пожалуй, ни одного художника, который не отметился бы в своем творчестве картиной на тему весны.

Представляем читателям kikonline.ru пять знаменитых полотен мировой живописи о весне.

Сандро Боттичелли. «Весна». 1482 год

курган новости

Сандро Боттичелли. «Весна». 1482 год

Начни мы по алфавиту, хоть по времени создания полотна — всё равно «Весна» Боттичелли будет первой. Кстати, называя автора, мы и не замечаем, как обижаем его: Боттичелли — это прозвище (по-итальянски — бочонок), перешедшее к художнику от старшего брата, довольно упитанного Джованни. Настоящее и полное имя живописца — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филепепи.

Картина написана по заказу и висела в спальне Лоренцо Медичи, одного из представителей правящего и богатейшего рода свободной Флоренции, знаменитого мецената. Полотно, литературные истоки которого кроются в поэмах Лукреция «О природе вещей» и Овидия — «Фасты», наполнено радостью, движением и цветами. Ученые ботаники насчитывают изображенными на картине более 500 видов цветов. А вот искусствоведы считают «Весну» Боттичелли одним из самых загадочных полотен эпохи Возрождения, трактуя его с точки зрения и мифологии, и религии, и музыки, и философии.

Эту картину обычно «читают» справа налево, деля композицию на три части. Три фигуры справа — Зефир, Хлорида и Флора (она-то и есть богиня Весны) — символизируют март. В центре Венера с Амуром — апрель. Слева — Меркурий, чью мать зовут Майей, и три Грации — май.

После Медичи картина путешествовала по Италии от одного владельца к другому, пока в 1815 году не попала в запасники флорентийской галереи Уффици — так что почти 400 лет шедевр Боттичелли мало кто видел. В постоянной экспозиции знаменитой галереи Уффици «Весна» появилась только в 1919 году, и тогда началась ее слава. В 1982 году картина реставрирована.

Интересно добавить, что на полотне изображены шесть женщин, но каждая из них несет черты знаменитой красавицы Симонетты Веспуччи — музы Алессандро Боттичелли, украсившей многие его полотна.


Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 годкурган новости

Хрестоматийная картина «Грачи прилетели» — самое известное произведение русского художника Алексея Саврасова. Явно мартовский пейзаж с проталинами, хмурым небом, еще голыми деревьями, грачами и церковкой. Этот храм в селе Молвитино Костромской губернии (ныне поселок Сусанино) сохранился до наших дней, сейчас в нем располагается музей Ивана Сусанина.

Писал работу Саврасов в марте 1871 года, по его же воспоминаниям, «писал не отрываясь, кончил к вечеру как бы в экстазе, пораженный ярким впечатлением от вчера еще не наступившей, сегодня же спустившейся на землю весны».

«Вот прилетели грачи» — первоначальное название картины, которое дал сам автор. Через несколько месяцев пейзаж приобрел Павел Третьяков, а в конце 1871 года он уже экспонировался на первой выставке художников-передвижников в Санкт-Петербурге под названием «Грачи прилетели!» (с восклицательным знаком).

Впоследствии восклицание из названия картины исчезло, но не пропало очарование от этого, казалось бы, обычного пейзажа. Критик и музыковед Борис Асафьев писал: «Этим произведением Саврасов открыл новое ощущение весны и весеннести». Картиной также восхищались художники Иван Крамской, Исаак Левитан, Иван Шишкин, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, художественный критик Владимир Стасов.

Картина хранится в государственной Третьяковской галерее. Авторские повторения и этюды к пейзажу есть в Русском музее, музеях Пензы и Нижнего Новгорода, в Национальном художественном музее Белоруссии.


Борис Кустодиев. «Весна». 1921 год

курган новости

Борис Кустодиев. «Весна». 1921 год

Поразительно, но эту картину — настоящий гимн жизнерадостности — написал тяжело больной, почти бездвижный художник. В «Весне» Бориса Кустодиева все движется, цветет и поет, картину не только видишь, но и слышишь. Художник здесь не наблюдатель, а рассказчик. Сюжетность произведений Кустодиева отмечают многие.

Полотно написано без работы на натуре — ввиду своей болезни художник был заперт в четырех стенах — оно создано по памяти. Или по мечте о радостях человеческой жизни, о весне.

Прекрасная работа долго «гуляла» по частным коллекциям, пока не была приобретена в 1998 году художественной галереей Фонда поколений в Ханты-Мансийске. Там она и радует глаза поклонников мощного и праздничного художника Бориса Кустодиева.


курган новости

Микалоюс Чюрлёнис. «Соната весны». 1907 год

Микалоюс Чюрлёнис. «Соната весны». 1907 год

Литовский музыкант, поэт и художник Николай (на русский манер) Чюрлёнис учился музыке и живописи в Германии и Польше. Осенью 1908 года он впервые выставился в Санкт-Петербурге, где подружился с художником Мстиславом Добужинским и критиком, организатором выставок, издателем Сергеем Маковским (сыном известного русского живописца Константина Маковского). Они и ввели его в круг художников, которые вскоре создадут объединение «Мир искусства». Уже через год на выставке этого объединения экспонировалось 125 картин Чюрлёниса.

Специалисты располагают его творчество где-то между символизмом и абстракционизмом. А наследие Чюрлёниса огромно. Он — автор симфоний «В лесу» и «Море», более 200 произведений для фортепьяно. В живописи — 300 картин в духе модерна с реминисценциями из японской, египетской и индийской культур. Всю жизнь он искал аналогии в смежных искусствах, переплетение музыки и живописи. Отсюда его сонаты, посвященные Лету, Солнцу, Морю, Звездам и, конечно, «Соната весны», созданная в 1907 году.

Четыре части этого произведения, как и в музыке, обозначены музыкальными терминами — аллегро, анданте, скерцо, финал. Критики в свое время писали, что Чюрлёнис нарушил закон толпы, по которому всякий говорящий должен говорить понятно.

«Соната весны» хранится в Национальном художественном музее им. Чюрлёниса в литовском городе Каунасе.


Павел Филонов. «Формула весны». 1927-1929 годы

курган новостиПоэт, прозаик, педагог и потрясающий художник, запрещенный в СССР практически до конца 80-х годов, Павел Филонов пытался вывести не только формулу весны, но и художественные варианты формул Космоса, петроградского пролетариата, империализма, современной педагогики.

Себя Филонов, один из лидеров русского авангарда, называл художником-исследователем. Например, в «Формуле весны», напоминающей калейдоскоп, он исследовал не предметное изображение весны, а законы, по которым протекают весенние процессы. Именно поэтому на мозаичном ковре картины цветные частички, словно атомы или звезды во Вселенной, разлетаются в разные стороны. Но при всей скорости их движения мы успеваем заметить огранку и цвет каждого пятна от кисти художника.

Павел Филонов увлекался идеями Циолковского, дружил с Велимиром Хлебниковым. Духовное родство с ними «читается» во многих произведениях Филонова.

Крупнейшим «держателем» работ когда-то опального художника является Русский музей в Санкт-Петербурге, большую часть которых (около 300) в дар музею передала его сестра Е.Н. Глебова. В Русском музее хранятся и два варианта «Формулы весны».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *