«Восьмой день» на счастье

курган новости

Фестиваль «Открытая сцена» открыл и новые имена, и тенденцию на острые темы в театре

Почти неделю в театре кукол «Гулливер» бушевали эмоции персонажей детских сказок и недетских пьес в страстном исполнении юных артистов – пока еще первооткрывателей сцены и актеров постарше, занимающихся искусством игры хотя и не профессионально, зато с завидным энтузиазмом.

 

В «приюте талантов» – «Гулливере» – во второй раз прошел областной фестиваль-конкурс любительских театральных коллективов «Открытая сцена».

– Мы назвали свой фестиваль «Открытая сцена» не фестивалем самодеятельных, а любительских театральных коллективов, потому что здесь ключевое слово – любовь. Нам очень хотелось, чтобы с этой сцены пролилось в зал много света, любви, радости, чтобы действие трогало, волновало вас, – сделала важное уточнение Татьяна Андреева, заведующая литературно-драматургической частью театра кукол «Гулливер» и председатель жюри.

Волновало, трогало всё сыгранное, пусть исполненное порой безыскусно, но честно и искренне.

Бальмонт и хронопы

Грандиозный смотр театральных коллективов длился почти неделю и подарил публике «Восьмой день». Так называется спектакль старшей группы театральной студии при театре кукол «Гулливер», взявший диплом победителя в номинации «За высокий художественный уровень», но посыл названия был шире – он стал пожеланием публике счастья. Ведь, как объяснила педагог-режиссер Татьяна Леняшина, актриса театра кукол, «восьмой день» во Франции считается днем счастливым, необыкновенным, чудесным даром вне времени, лишенным рутины будней.

Столь же чудесен был фантастический спектакль студийцев, поставленный по рассказу знаменитого аргентинского писателя Хулио Кортасара «Жизнь хронопов и фамов». Маг латинской литературы не дал описания своих странных персонажей, оставив на волю читателей (а в данном случае, художника Татьяны Терещенко, режиссера Татьяны Леняшиной и юных артистов) самим придумывать их облик. Зато характеры этих милых, трогательных, в чем-то неуклюжих, наивных, чудаковатых и рассеянных существ Кортасар описал очень выпукло и живо. И фамы, надейки и хронопы, действительно, ожили на нашей сцене такими, какие они есть – симпатичными, смешными, с лицами-выключателями или носами-полупятачками, очень органично вписавшись в театральный жанр «конструктор», когда кукол изготавливают из кубов, шаров, параллелепипедов, то есть из геометрических фигур.

Светлым по настроению, несмотря на технику «черного кабинета», получился спектакль «Волшебная фантазия на стихи Бальмонта в восьми картинах» в исполнении средней группы театральной студии при театре кукол «Гулливер». Режиссер постановки Сергей Котельников давно мечтал взяться за переложение на театральный язык стихов любимого поэта: «Его стихи очень загадочные, волшебные и сказочные, они манят и очаровывают». Блестяще воплотить идею медитативного и метафорического представления помогли таинственная музыка, маски, созданные заслуженным художником России Татьяной Терещенко, и молодые студийцы. Спектакль получил награду в номинации «Лучший актерский ансамбль», а актер Кирилл Хижняк был отмечен в номинации «Лучшая актерская работа».

Праздник милоты и мимишности устроили артистичные детки из детских садов – ну кто же переиграет ребенка?! Чистый позитив! Детские сады были самыми активными, что само по себе радует – растет смена! Малыши со всей детской непосредственностью изображали принцев на палочке-лошадке, Хозяйку Медной горы, зверушек всех мастей, играли в классике — в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, сказе П. Бажова «Каменный цветок», «Приключениях Буратино» А. Толстого…

Всех начинающих артистов, конечно, отметили сладкими призами и дипломами. А победа в номинации «Лучшая актёрская работа» досталась очаровательной, мило шепелявящей Даше Савиной за роль Настеньки в спектакле «Старая сказка на новый лад» (детский сад № 90). Гран-при присудили стихтаклю «Волшебные сны» в исполнении ребят из детского сада № 39 «Росинка».

Светлую историю первой любви не из нашего времени представил Детско-юношеский центр «Творческие». От их спектакля «Эй ты, здравствуй!» веет чистотой и наивностью 60-х, романтикой преданной дружбы и искренних чувств. Исполнители ролей влюбленных Анастасия Бут и Илья Раков считают, что их очень трогательные герои ближе поколению их родителей, дедушкам и бабушкам, чем нынешним молодым. Действительно, «сейчас таких не делают» — на сцене, по крайней мере. А жаль! Потому что трогает душу, делает чище, высветляет мысли.

Ребята получили диплом победителя в номинации «Первые шаги». Хотелось бы, что они и дальше шли в том же направлении.

Игры молодых

А что же близко сегодняшним молодым? Острые и порой очень жесткие сюжеты современных пьес о непростой жизни их сверстников, документальные драмы. Время такое, что сильнее всего на молодое сознание влияет шокотерапия, и как бы ни спорили педагоги, старшие товарищи по сцене, нужно ли говорить о темной стороне жизни на сцене прямым языком без литературных прикрас и эвфемизмов, молодежь отвечает: «Нужно!».

Ответственность педагога, режиссера вырастает в этом случае в разы: не перейти грань дозволенного, выбрать сильный драматический материал, правильно расставить акценты роли…

Жесткая, но очень востребованная пьеса молодого уральского драматурга Ярославы Пулинович «Наташина мечта» на наших глазах переходит в разряд классики – кто и где только не ставил эту пьесу! Взялся за непростую работу и молодежный театр «КвАРТира», Дома детского творчества «Синяя птица». История девушки-подростка из детского дома, безответно влюбившейся и покалечившей соперницу, в интерпретации каждой актрисы (а это моноспектакль) обрастает особыми нюансами, личностным отношением исполнительницы. К сожалению, в курганской постановке актриса не выпестовала, немного не долюбила свою Наташу….

Была еще одна пьеса в исполнении этого же театра с жутким названием «Жаль сожженную заживо Жанну» — о старшеклассницах, пытающихся избавиться о нежелательной беременности. «Звучит страшно, но удивительно отрезвляет», — говорили те, кто видел (мне, как это часто бывает, не удалось ознакомиться со всей богатой программой фестиваля).

Режиссер Татьяна Волковинская считает, что такие спектакли – хорошая прививка против жизненных ошибок молодых ребят, своеобразное чистилище души.

Молодые артисты шадринской студии «Балаганчик» тоже придерживаются подобного взгляда на искусство, их спектакль «Соло для губной гармошки» — о жизни «на дне», в ночлежке для беспризорников, о запутавшихся в себе и в отношениях с миром ребятах.

Артисты рассказывают: «Это документальная драма, рожденная самой жизнью. Она была написана 17-летней Анной Милявской, когда она на каникулах пошла работать волонтером в детский приемник. Девушке пришлось много общаться с отловленными полицией беспризорниками – воришками, карманниками, бродягами… Ей захотелось понять, что их привело сюда и искалечило судьбы».

Не только на судьбы беспризорных детей, но и бездомных животных призывали обратить внимание фестивальные постановки. Как «До свидания, Овраг!» Курганского областного колледжа культуры – известная и пронзительная история бездомных собак, написанная Константином Сергиенко.

Молодым оказалась близка тема жизни поэтов – не с первых полос, менее цитируемых и упоминаемых, но бесконечно интересных и творчеством, и биографией. Об Александре Вертинском поставили спектакль в народном театре-студии «Суббота плюс», свою авангардную постановку «Одно лето…» молодежный театр «Свободный взгляд» Культурно-спортивного центра «Черемушки» посвятил великому Артюру Рембо.

Работы 24 участников, отобранных жюри из 45 самодеятельных коллективов Кургана и Курганской области, принесли зрителям весь спектр полагающихся по многообразию репертуара эмоций – от умиления и смеха до шока, волнений, будоражащих ум тревожных мыслей. Спасибо, «Открытая сцена», что ты открыта для всех взглядов на театр!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *