Дар речи

курган новости

Как помочь его вернуть детям с ДЦП?

К сожалению, количество детей с детским церебральным параличом не уменьшается. У большинства из них — около 80 % — отмечаются нарушения речи. Родители же все усилия направляют, прежде всего, на то, чтобы у ребенка начали двигаться руки и ноги, чтобы он принял вертикальное положение.

— Но оставлять «на потом» развитие речи — большая ошибка, — убеждена Татьяна Кармацких, логопед Курганской областной детской клинической больницы имени Красного Креста, главный внештатный специалист-логопед департамента здравоохранения Курганской области. — Чем раньше обратить внимание на развитие речи, тем быстрее можно исправить нарушения. А они заметны в самом раннем возрасте, уже в доречевой период. У детей с ДЦП в возрасте до 1 года — слабый, иссякающий голос; вялая, невыразительная мимика; есть тонические нарушения речевой мускулатуры. В большинстве случаев язык напряжен, иногда отмечаются нарушение подвижности губ, отвисание нижней челюсти. Все эти отклонения затрудняют вскармливание — дети плохо сосут из бутылочки, захлебываются, давятся, молоко подтекает из углов губ, вытекает из носа.

В возрасте от одного года до двух лет большинство детей с ДЦП плохо жуют, предпочитая протертую, жидкую пищу. Голос у таких малышей невыразительный, лишен интонаций. Характерны повышенное вытекание слюны, бедная мимика лица, отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений. Спонтанные короткие звукоподражания появляются с опозданием, часто к концу первого года жизни; лепет — лишь к 2-3 годам, что тормозит становление устной речи и приводит к снижению фонематического слуха (восприятие и различение речевых звуков).

курган новости— Раннее выявление речевых нарушений при церебральном параличе у детей чрезвычайно важно для своевременного начала логопедической работы и наиболее оптимальной и эффективной коррекции речевых расстройств, — подчеркивает Татьяна Кармацких. — Но одних логопедических занятий недостаточно. Необходимо комплексное лечение: медикаментозное, которое назначает врач-невролог; физиолечение; массаж, нетрадиционные методы лечения; занятия лечебной физкультурой.

Такое комплексное лечение можно получить в областном координационном центре по оказанию медицинской помощи детям с ДЦП, который находится в нашей больнице. Логопедические занятия по преодолению речевых патологий у детей с ДЦП в домашних условиях могут проводить и родители при сопровождении и по рекомендациям специалиста (логопеда, дефектолога).

При воспитании ребёнка с церебральным параличом взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся всё сделать за него. Этого не стоит делать, поскольку подобная позиция не формирует у ребёнка потребности в деятельности и в речевом общении, что влияет на весь ход его психического развития.

Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, а также другие виды деятельности (предметно-практическая, трудовая, изобразительная).

При проведении коррекционной работы по развитию речи необходимо учитывать уровень развития ребенка, его возрастные особенности, тяжесть дефектов при ДЦП. Коррекционное воздействие предполагает, кроме речевого развития, формирование и таких функций, как внимание, мышление, память.

У детей, с которыми такая работа была проведена своевременно, в дальнейшем уровень речевого дефекта снижается.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *