Будущее ритейла

Изменения в привычках покупателей меняют торговлю

В 1992 году был издан указ о свободе торговли, который легализовал частное предпринимательство. Благодаря ему сегодня ритейл (розничная торговля) — крупнейшая отрасль несырьевого сектора экономики России, обеспечивающая около 14 % национального ВВП, 11 % всех налоговых поступлений в бюджет страны и рабочие места для 4 миллионов россиян.

О сегодняшнем дне отрасли и ее будущем рассуждали на втором медиа-форуме Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), который проходил при поддержке X5 Retail Group и METRO. В нем приняли участие представители Минпромторга России, министерства АПК и продовольствия Свердловской области, «ОПОРЫ России», Ассоциации малоформатной торговли, эксперты аналитических и консалтинговых компаний. Цель форума — познакомить медиа-сообщество с основными тенденциями на продовольственном рынке России, отметил директор по развитию АКОРТ Юрий Борисов.

Форум оказался не только интересным, но и полезным. Эксперты рассказали о ситуации и ключевых экономических тенденциях потребительского рынка, конкуренции, особенностях восприятия крупного ритейла в регионах, сотрудничестве федеральной розницы и местных производителей, векторах государственного регулирования и саморегулирования участников отрасли, а также технологиях и инновациях.

Торговля — одна из немногих отраслей экономики, в которой нет ни копейки государственных субсидий. Весь бурный рост торговли минувшие 25 лет обеспечивался исключительно частными инвестициями, подчеркнул Никита Кузнецов, замдиректора департамента развития внутренней торговли, лёгкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга России. Тем не менее, в отрасли имеется ряд вопросов, требующих решения. Прежде всего, он указал на недостаточное развитие малого торгового бизнеса, а также многочисленные попытки чрезмерного государственного регулирования торговых сетей.

Современное состояние отрасли характеризует активная экспансия торговых сетей в регионы.

Она существенно изменила образ жизни и потребительские привычки населения. Например, в Кургане наряду с местной сетью супермаркетов «Метрополис» действуют «Магнит», «Пятерочка», «Монетка», «Красное и Белое».

По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), приход федеральных сетей вызывает позитивные эмоции покупателей. 65 % населения России отдают предпочтение сетевому ритейлу, но средний покупатель наряду с этим хочет видеть продукцию местных производителей. При этом покупатели не прощают гипермаркетам плохое качество продукции, если таковое имеет место.

На форуме отмечалось, что, приходя в регионы, крупные торговые сети решают ряд задач, связанных с социальной стабильностью. Сближают территории по уровню социальных стандартов, формируют новый тип потребителя, выступают элементом индустрии развлечений и снятия социального напряжения. А еще за счет политики скидок и промоакций сглаживают определенные социальные диспропорции.

ВЦИОМ констатирует: 53 % населения страны считает, что цены в сетевых магазинах ниже, чем не в сетевых, а для 45 % возможность сэкономить за счет скидок и акций по снижению цен на определенные товары — одна из причин выбора сетевого магазина. Выбор в пользу торговых сетей покупатели объясняют широким ассортиментом, такой ответ дали 57 % опрошенных, еще 49 % привлекает наличие скидок, 21 % граждан назвали основным поводом приобретать продукты в сетевых магазинах их шаговую доступность, и только 14 % опрошенных привели в качестве основного довода низкие цены.

Как защитить местного производителя и не развалить местную торговлю?

«Местная власть оказывается в двойственном положении: с одной стороны, она решает социальные задачи, с другой — должна защищать местный бизнес», — говорит Алексей Фирсов, генеральный директор аналитического центра «Платформа». Население тоже предпочитает местного производителя продовольствия. Любовь к местным брендам, стремление поддерживать своего производителя служат ограничителем для «космополитизма» торговых сетей.

По данным ВЦИОМ, 88 % респондентов по стране не согласны на снижение качества продуктов ради установления более низких цен на продукты первой необходимости, а 83 % не готовы ради этого пожертвовать качеством обслуживания.

Такой подход делает работу федеральных торговых сетей невозможной без партнерства с местными поставщиками. Поддержкой для местных небольших производителей может стать разработанный Минпромторгом законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Он может создать дополнительные каналы сбыта для местных производителей, которые не могут сотрудничать с сетями. Таким образом, для потребителя будут созданы более комфортная среда и более широкий выбор форматов торговли и товаров, считает замглавы департамента Минпромторга Никита Кузнецов.

В то же время представители Ассоциации малоформатной торговли выступили против ужесточения регулирования торговых сетей и, в частности, против полного запрета возврата товаров торговой сетью поставщикам. Представители малого бизнеса также обратили внимание, что нужно дать возможность развиваться малым форматам торговли.

Новые покупательские тренды

Меняется подход потребителей к процессу покупок — появился запрос на простоту и эффективность, на первый план вышли качество и функциональность, то, что можно назвать «разумным потреблением», констатируют представители ритейла. Еще одна особенность — возрастающий интерес к экологически чистым продуктам. Кроме того, востребованными становятся магазины шаговой доступности.

Динамично развивается онлайн-торговля. Меняется потребитель — покупателями становится цифровое поколение, для которого проще заказать покупку через различные сервисы, чем идти в супермаркет. Ритейлеры вынуждены конкурировать не только между собой, но и с представителями других сервисных отраслей, которые активно занимают часть их рынка.

В общем, нас ждет многоформатность, если только ограничителем развития торговли не станет низкий уровень платежеспособности населения.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *