Энергоёмкость снижается, но проблемы остаются

курган новости

Нужен «пряник»: в Зауралье разработают система стимулирования организаций в сфере энергосбережения

Комитет областной Думы по экономической политике рассмотрел (уже, по‑моему, в третий раз за последнее время) вопрос о ходе выполнения региональной госпрограммы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Первый заместитель директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Сергей Горбачев доложил, что программа выполняется успешно. Есть уверенность, что к 2020 году в Курганской области будет достигнут главный показатель — снижение энергоёмкости на 40 % относительно 2007 года. Правда, каких-то сверхусилий для этого не требуется. Энергоемкость определяется путем деления объема валового регионального продукта (ВРП), который стабильно растет последние годы, на энергозатраты, а они в промышленности сокращаются, а в других сферах (транспорт, ЖКХ) не увеличиваются. Вот и снижение энергоемкости. Экономия коммунальных ресурсов в областных госучреждениях по итогам 2017 года составила 9,2 % — около 10 млн рублей.

Важная составляющая программы энергосбережения — экономия расходов на топливо, в том числе путем перевода транспорта с бензина на газ. В этом направлении Курганская область, отметил Сергей Горбачев, занимает лидирующие позиции в стране.

Благодаря соглашению с Газпромом на территории региона создана и действует сеть газовых заправочных станций. В 2017 году реализовано 15,5 млн кубометров метана. В Кургане и Шадринске 360 автобусов (68 % от общего числа) работают на газомоторном топливе. Для «газовых» перевозчиков предусмотрена значительная льгота по транспортному налогу, кроме того, они пользуются преимуществом при конкурсных отборах по выделению маршрутов пассажирских перевозок. А Курганский автобусный завод получает федеральную субсидию, выделяемую при условии производства автобусов, работающих на газомоторном топливе. В прошлом году КАВЗ выпустил 133 таких автобуса, в нынешнем запланировано произвести 280.

В ходе обсуждения данного вопроса председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев подчеркнул, что доля расходов областного бюджета на оплату топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) остается высокой — 2 млрд рублей. «Это большие средства, любой предприниматель бы разорился». Председатель областной Думы Дмитрий Фролов констатировал: «Мы не видим по муниципалитетам снижения энергопотребления. Например, в Варгашинском районе рост на 22 %. Но мы там столько новых площадей не вводили. Откуда рост? Необходим серьезный анализ по каждому муниципалитету. Покажите депутатам, как реально работает программа энергосбережения по всем районам, школам, детсадам и т. д.». Депутат Татьяна Воинкова также отметила, что профильный департамент вновь не представил конкретных данных по энергозатратам по районам. «А нам это необходимо для работы в избирательных округах». Сергей Горбачев заверил, что такие данные депутатам будут представлены.

Евгений Кафеев, опять же в очередной раз, поставил вопрос о необходимости разработки системы стимулирования организаций в сфере энергосбережения. «Сейчас они в этом никак не заинтересованы. Нужен «пряник»: премии, вознаграждения».

Председатель экономического комитета, возвращаясь к теме газомоторного топлива, отметил, что неплохо бы не только общественный транспорт, но и служебные легковые автомобили переводить на газ. При этом Евгений Кафеев сослался на положительный опыт Татарстана. Сергей Горбачев отреагировал, что расходы на эти цели не предусмотрены в областном бюджете, кроме того, необходимо будет реконструировать гаражи в соответствии с требованиями МЧС, а это также дополнительные расходы. «Машины скорой помощи вообще в гаражах не стоят. Давайте с них начнем», — предложил Евгений Кафеев.

Между тем дискуссия становилась все более острой

Депутат Сергей Муратов заявил: «Вы все хорошо рассказали в своем докладе. Но как быть нам, промышленникам?! Валовый региональный продукт рос бы значительно больше, если бы у нас были энерготарифы, сопоставимые с соседними регионами. У нас сейчас на «Икаре» практически готово к открытию литейное производство. Но я не открываю, потому что невыгодно из-за высоких энерготарифов. Выгоднее возить литейные заготовки из других регионов. Это 80 % привозного литья — такого никогда не было! Я считаю, департамент промышленности должен активнее заниматься энерготарифами для промышленности, вести переговоры с энергетиками, которые, кстати, вполне контактны и договороспособны».

Сергей Муратов подчеркнул, что если нет движения по энерготарифам, встает вопрос об открытии собственной генерации. «Но в этом случае предприятия должны получать определенную поддержку, льготы. А предприятия, в свою очередь, будут отапливать соседние детсады, освещать прилегающие улицы».

В этом же контексте задал вопрос депутат Олег Колташов: «Почему у нас не развивается малая, альтернативная энергетика? Ведь это абсолютно выгодно для бизнеса. При себестоимости производства электроэнергии 1,5‑2 рубля — рентабельность 400 процентов!». Первый заместитель директора департамента промышленности Сергей Горбачев отметил, что данный вопрос скорее политический и решается на более высоком уровне.

С этим не согласился Сергей Муратов: «Вопрос не политический, а экономический. В случае появления альтернативной энергетики снижается нагрузка на основные сети, а это увеличение тарифной нагрузки на население и те предприятия, которые не имеют собственной генерации».

В общем, хорошо поспорили, причем, на мой взгляд, далеко вышли за пределы темы энергосбережения. И верно то, что региональный департамент имеет определенные полномочия, за которые не может выйти при всем желании ускорить решение того же вопроса по энерготарифам. Но члены комитета по экономической политике приняли решения, которые находятся в компетенции департамента, в частности, разработать к 1 сентября систему стимулирования организаций в сфере энергосбережения.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *