Курганцев в театре накормили пирожками и поженили на сцене

Новости Курган

Московский Российский Академический Молодежный театр сделал это во время своих спектаклей

Новые горизонты каждый год открывает для театралов Кургана проект «Большие гастроли». И невозможное возможно: полноценные репертуарные спектакли (пусть антреприза плачет!) самых звездных столичных театров становятся достоянием нашей далекой от центра, провинциальной, но не в смысле просвещенности и вкуса, публики.

Московский Российский Академический Молодежный театр привез намедни сразу два обласканных «Золотой Маской» спектакля. Поморская сказка Бориса Шергина «Волшебное кольцо» стала лауреатом Национальной театральной премии в 2011 году, а моноспектакль «Правила поведения в современном обществе» в исполнении звездной Нелли Уваровой принес ей номинацию на «Маску» и приз Международного театрального фестиваля «Радуга» (г. Санкт-Петербург) за лучшую женскую роль в этой постановке.

Сказка с пирожками и лягушками

У блестящего советского мультфильма «Волшебное кольцо» счастливая судьба: удивительный поморский говор, народный юмор, тонкая ирония, западающие в самое сердце теплые и смешные словечки вроде «пиджака с карманАми» и добрая сказочная история покорили сердца миллионов зрителей. Соперничать с шедевром сложно, тем более что он уложился во временные рамки куда меньшие, чем одноименный московский спектакль. Но режиссеру Александру Хухлину удалось сохранить юмор поморской сказки, хотя, увы, некоторые красоты вроде особого словарного состава и напевности поморской речи отчасти по пути на сцену поистрепались, как пресловутый пиджак, будучи замененными на шутки из современных скетчей и ситкомов.

курган новости

Добрый и простоватый Ваня, спасая животинок из плена мужичка-мучителя, уже не собственную одежку за них предлагает, а маменькину копеечку – добавку к пенсии. Что добавляет пьесе живого отклика у взрослых зрителей. На публику старше 18-ти рассчитано большинство острот и подтекстов постановки – забавные перебранки Вани с деспотичной мамой или ссоры подкаблучника-царя с его громоподобной женой в мужском обличье (актер Олег Зима) – образ, сильно напоминающий разом и Верку Сердючку, и Юрия Стоянова в легендарном «Городке».

Кошка, Собачка и Змея-Скарабея не снабжены по схеме детских сказок надлежащими анималистичными костюмами, что несколько смущает непривыкшего к условности оформления зрителя, но живая реакция персонажей убеждает в их сказочной правдоподобности.

Условность декораций была для многих тем камнем, о который разбивались некоторые ожидания волшебства. Ни тебе сказочного дворца, ни моста хрустального – только серые ящики: они и ворота, и дом, и дворец. Но если вспомнить наше детство – не из подручного ли материала рождались наши игровые вселенные? Фантазия творила чудеса из палочек и бумаги, шнурков и травы… Так и на сцене из движущихся веревок и перестука вилочкой по хрустальным стаканам возникал хрустальный мост над условной рекой. Из ящиков сооружалась выбрасывающая реальный дым «самоходная машина», из тех же ящиков сотворялась печь, из которой выскакивали настоящие пирожки – коими тут же, угощали, к громкой до визга радости, сбегающихся со всех концов зала ребятишек. А какие чудесные плюшевые лягушки летали по залу во время второго интерактива! Взрослые с таким же восторгом, что и дети, готовы были кидаться этими длинноногими смешными зелеными земноводными.

Сказка про испытание «медными трубами», где Иван вдруг становится надменным «новым русским», заканчивается традиционным хэппи-эндом – все-таки дружба и добро побеждают в человеке пустое тщеславие.

— В этом спектакле уникальная атмосфера, мы его очень любим, — рассказала актриса Анна Лебедева. — «Волшебное кольцо» было выпущено лет семь назад в рамках проекта «Молодые режиссеры детям». Это был совершенно новаторский смелый эксперимент, который стал семейным спектаклем, интересным и детям, и взрослым.

Правила семейной жизни

Второй вечер внимание публики полностью принадлежало «лекторше» — актрисе Нелли Уваровой, хорошо всем знакомой по сериалам «Не родись красивой» и «Атлантида», а для курганцев наконец-то открывшейся и как великолепная театральная актриса.

«Правила поведения в современном обществе», написанная французским нон-конформистом Жан-Люком Лагарсом, — пьеса, мягко скажем, странная, неудобоваримая – этакий свод правил и ритуалов буржуазного общества, почти что «телефонный справочник». Именно так ее и восприняла сначала будущая исполнительница главной и единственной роли Нелли Уварова. Но после долгих обсуждений пьесы с режиссером Александром Назаровым, собиравшимся отдать роль возрастной актрисе, он вдруг предложил ее в ту пору юной и безвестной дебютантке и, как оказалось, не прогадал.

Огромная составляющая популярности постановки – обаяние и энергетика самой актрисы. Она в образе нелепой дамочки в школьной коричневой форме и в шляпке с вуалью встречает запоздавших зрителей и рассаживает их. А потом довольно подробно расписывает правила крещения, присвоения имени ребенку, ритуалы сватовства, вступления в брак, развода, дележа имущества, похорон, траура, второго бракосочетания… Героиня разбавляет скучные правила живой мимикой, смешными жестами, танцами или засыпанием в корзине… Рефреном обреченно-обыденно звучит порой ремарка «так бывает» — о смерти ребенка, о расставании с любимым или об уходе в мир иной супруга.

Написанная как сатира на несвободное от условностей и жестких правил французское общество пьеса для россиян – несколько чуждый организм. Ну, с нашим-то вечным хаосом и нарушением всех правил нам французов не понять! Но наблюдать за игрой актрисы, с легкостью меняющей наряды и настроения, — увлекательный процесс. И он становится еще интереснее, когда она вихрем начинает вовлекать в игру мужчин-зрителей из зала. Один держит свечи на крещении, второй танцует, а третий и вовсе «вступает в брак» с героиней, обмениваясь кольцами на глазах у своей спутницы, ожидающей его в зале.

Кстати, актриса выводит новоявленных партнеров по сцене и на поклон в финале спектакля – к приятному изумлению публики.

Всё действие зрители гадают, в какие же из условных ситуаций и ритуалов попадала сама героиня и попадала ли. Что это – комедия или драма несостоявшейся жизни? Сквозь намеки на некоего «знакомого», обозначенного цилиндром и вызывающего у лекторши негативные эмоции, грустные вздохи и внезапные приливы радости выглядывает прошлое лекторши, тень ее несложившейся личной жизни. В зеркалах, что служат декорациями и досками для написания правил, отражается ее прошлое, каким оно могло быть.

Ответов спектакль не предлагает, но дает пищу для размышлений. О мире, полном условностей, и жизни без всяких условий.

Такими нам запомнятся гастроли РАМТа, а осенью в Кургане снова «Большие гастроли»: курганцев ждет встреча с театром имени А. Чехова из Кишинева и его спектаклями «Собачье сердце» и «Снежная королева».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: